МК Ирисы в стиле модерн. Витражная роспись двери.

Ирисы в стиле модерн. Витражная роспись двери.

Захотелось взглянуть на мир сквозь цветные стекла?

Тогда давайте распишем их!

Многие уже испробовали технику витражной росписи на всевозможных стеклянных емкостях, лампах и елочных игрушках – результат восхитительный. Стекло делает мир волшебным! Предлагаю расхрабриться и расписать деталь вашего домашнего интерьера, например: окно,нишу, шкафчик или панно.

Я решила сделать витраж в дверь. Витражи ассоциируются с эпохой модерна, а она в свою очередь — с цветочными мотивами. Один из любимых цветов художников стиля ар-нуво — ирис, вот и я взяла за основу длинные гибкие линии стеблей и цветков ирисов .

Конечно же, нам понадобиться стекло. Важно! – сначала мы заказываем дверь с необходимым отверстием под витраж, а не наоборот. Чтобы избежать неприятных казусов, лучше смерить дверку собственноручно и заказать стекло (на пару миллиметров меньше проема, чтобы вставить потом без проблем, закрепив наличником). Стекло – 4 мм, самое распространенное в стекольных мастерских, да и не такое тяжелое, как пятерка или шестерка для нашей кухонной дверки.

Итак, крибле-крабле-бумс, начинаем!

Для работы нам понадобятся:

* Эскиз – рисую сама, кто не умеет – выбирает симпатичную картинку.

Формула успеха. Передача 11. Уютный дом. Татьяна Лазарева

* Витражные краски на сольвентовой основе idea VETRO/Италия. У них хороший характер: плотная укрывистость, яркость и отличная имитация цветного стекла – после высыхания краски образуют лаковую поверхность.

МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ Мастер-класс по росписи бокалов в технике витражной росписи

* Черный контур по стеклу DECOLA/Россия.

* Емкости для смешивания красок, палитры – я использую для небольшого кол-ва краски емкости из фольги (из-под корзиночек или ягодных лукошек, оч. удобно и вкусно ).

А для разведения и хранения красок подойдут баночки из-под фотопленок, они плотно закрываются, и постепенно у вас создастся своя оттеночная палитра.

* Кисти –только синтетика (не облезает, служит долго и дружит с лаком). Нам понадобятся тоненькие, № 0 и 1 –для маленьких деталей и кисточки побольше — № 4 или 5 – для крупных сегментов.

* Большая веерообразная кисточка используется для смахивания пыли (с которой у витражников война с начала времен), можно также приспособить кусочек некрошащейся ветоши для этого серьезного дела.

* Зубочистки, ватные палочки, иголочки и булавочки – ими запасемся, чтобы исправлять различные ляпсусы, протыкать назойливые пузырики и прочие мелкие неприятности.

* MEDIUM – для создания более светлых оттенков витражной краски.

* WHITE – белая краска, при смешивании с основными цветами получим плотную краску.

* THINNER – используется вообще-то для отмывания кистей, но маленький секрет: пара капелек (! – не больше, а то испортим краску) поможет развести слишком густую консистенцию лака.

* FINISH – прозрачный лак, используется для «финиширования», то есть покрывания уже готового подсушенного рисунка, но мы используем его отдельно для получения эффекта матового стекла.

Все вспомогательные краски и лаки обязательно подбираем той же фирмы. По моей идее – это IDEA

Теперь, когда все компоненты в сборе, можно колдовать:

Положим наш эскиз под стекло. А стеклышко подготовим к покраске — помоем и обезжирим:

Возьмем контур и не спеша начнем обводить рисунок прямо по стеклу:

Движемся от центра к периферии. Длинные линии рисуем «навесом», как бы «протягивая контур над стеклом». Стараемся выдавливать контур равномерно и замыкать все линии, не оставляя пробелов.

Некоторые линии рисуем тонко, имеющейся насадкой на контуре, а рамку нарисуем линией пошире, для этого нужно просто немного обрезать кончик контура:

Дорисовываем наши витражные границы и даем высохнуть несколько часов (контур ширше – время больше).

Не торопитесь сделать всю работу за один присест! Можно приступить к раскрашиванию и на следующий день.

А сейчас самое вкусное — начинаем закрашивать рисунок, фрагмент за фрагментом, начиная опять же от центра. Наслаждаемся поэтапно: выбираем цвет и раскрашиваем все элементы этого оттенка, начнем с цветков и бутонов:

Для более светлых оттенков используем MEDIUM, смешиваем с небольшим количеством краски в отдельной баночке.

Экспериментируйте и химичьте! Результат всегда будет разным, в зависимости от пропорций компонентов.

Мой эскиз нарисован на крафтовой бумаге, на которой плохо видно, насколько равномерно растекается лак, так что подложу-ка вместо нее кусок белого ватмана, ведь у нас уже все нарисовано контуром, и эскиз нам больше не понадобиться!))

Вот так гораздо лучше! Все видать! Рисуем «заливками», как в живописи. Не раскрашиваем, а именно «заливаем» фрагменты витража, стараясь не залезать на контур и не зевать, пока не дойдем до следующей границы, чтобы краска не успела схватиться где-то посередине. Выбираем уголок в сегменте и от него пляшем, постоянно, каплю за каплей, добавляя краску:

Теперь, когда все прозрачные сегменты закрашены, перейдем к частям между цветами. По задумке используем для этого FINISHный лак. Накладывать его лучше палочкой (хм?) –да, да, никакой кисти не под силу отмыться от такого ядреного состава, да и удобнее и быстрее получится.

Внимание: «Финиш» засыхает моментально, так что не будем считать ворон, а быстро и легко создадим эффект матового стекла. Вот, что у нас должно получиться:

Центр готов. Теперь займемся рамкой. Для этого смешиваем синюю и голубую краску с белилами (BIANKO WHITE), каждую в собственной баночке-ячейке. Не торопитесь, не взбивайте краску! А то она получится очень «пузырявая» и придется ждать, пока она отстоится. Обязательно пробуйте свои опыты на палитре, чтобы потом не удивляться результату.

Покрасим еще один слой «мозаичных камушков» на рамке, для которого замешаем желтый, белила и немного зеленого, чтобы получился оттенок лайма. Камушки большие, поэтому и кисть выберем потолще:

Осталось смешать темно-зеленую краску с белым, чтобы нарисовать «горошины» в уголках. Треугольники наверху витража заматируем FINISHем, чтобы они были прозрачными.

Фрагменты, которые мы покрасили лаком, смешанным с белилами, не будут пропускать свет, используйте эту технику, чтобы сыграть на контрасте с прозрачными элементами витражей.

Ко гда витраж подсохнет (нашей работе понадобиться для этого 2-3 дня), можно немного доработать контуром мелкие детали:

Вуаля! Витраж готов. Осталось осторожно вмонтировать его в предполагаемую оправу – дверь, в нашем случае и… любоваться.

Вот такие получились Чудо-Стёкла!

Рисуйте, фантазируйте, а главное – любите свое творчество и получайте удовольствие от волшебства, которое делаете собственными руками.

Роспись по стеклу витражными красками картины. Трафаретная роспись стекла: МК, примеры, шаблоны

Ещё очень большой набор идей для росписи по стеклу можно взять из книги книги Алан Гир и Барри Фристоун «Роспись по стеклу:20 чудесных проектов в стиле модерн, как, например, 2 нижеследующих МК:

Ваза с перьями павлина и ваза с серябряным узором, приводимые в вышеуказанной книге

Мастер-класс росписи стекла: Бутылка с перьями павлина.

Для росписи в виде перьев павлина
Листы прозрачной самоклеящейся пленки

Перья павлина (В качестве материала можно применять и другие виды перьев)

Самоклеящаяся свинцовая лента шириной 3 мм

Стеклянная ваза
Карандаш с золотой краской

Лист золотой фольги
Водяные краски
.

витражная роспись для новичка второго уровня

1. С помощью сухой кисти в форме лопаточки нанесите на самоклеящуюся пленку тонкий слой водяной краски. На сырую краску в верхней части пленки аккуратно разложите перья и расправьте их веером. Слегка придавите перья пальцами. Не накладывайте больше краски до тех пор, пока не высохнет та. на которую вы прикрепили перья. При наложении следующих слоев краски следите за тем, чтобы перья не смещались

2. Когда первый слой краски высохнет и перья прочно приклеятся к основе, покройте их тонким слоем прозрачной краски. Пока краска не высохла, прикрепите к перьям в нарочитом беспорядке кусочки золотой фольги. Сверху нанесите слой прозрачной краски, чтобы тщательно закрепить фольгу. Дайте краске высохнуть.

3. Когда краска полностью высохнет, нанесите с помощью специального карандаша с золотой краской линии по всей поверхности пленки. Располагайте их в произвольном порядке. Дайте краске высохнуть.

4. Выдавите на пленку небольшое количество прозрачной и переливчатой красок. Размажьте их по пленке пальцем сверху вниз. Дайте краске основательно высохнуть, для этого поместите пленку в теплое место, лучше всего на всю ночь.

5. Когда краска высохнет, разрежьте пленку на куски, по размерам равные сторонам вазы. Прикрепите пленку к одной из сторон вазы. Если вы неудачно приклеили пленку, отклейте ее с одного конца и слегка натянув, прикрепите ее к поверхности вазы снова. Подобным образом оклейте другие стороны вазы.

В следующей работе мы использовали стеклянные бутылки синего цвет
а из-под минеральной воды, которые покрыли изысканным орнаментом, напоминающим кружево. Такой орнамент наносится при помощи серебряного аутлайнера и выглядит как филигранная работа из металла.

Вы можете использовать в качестве материала и другие бутылки С прямыми, ровными сторонами. Например, зеленую бутылку из-под вина можно украсить, используя
аутлайнер

золотого цвета, — в этом случае ваше изделие будет выглядеть необычайно роскошно.

Такую бутылку можно наполнить душистым маслом для ванн или использовать в качестве оригинального подсвечника, вставив в горлышко свечу. А несколько бутылок, сгруппированных вместе, могут стать нарядным акцентом на обеденном столе.

Вам понадобятся:

-бутылка из синего стекла с ровными сторонами
-шаблоны

-расслаивающаяся бумага
-скотч

аутлайнер

-ножницы
-клеящий спрей
-ручка с серебряной краской

Совет:
Перед тем как приступить к работе, убедитесь, что вы как следует запаслись материалами. В данном случае вам понадобится большое количество аутлайнера — будет очень досадно, если вам придется на полпути прервать работу.

1. Положите расслаивающуюся бумагу поверх шаблона с узором, предназначенным для украшения основания и горлышка бутылки. Скрепите кальку и шаблон с помощью скотча, с тем чтобы избежать смещения рисунка.

2. Используя серебряный
аутлайнер

, переснимите рисунок на бумагу. Постепенно обводите аутлайнером небольшие участки узора, при этом держите
аутлайнер

Витражная роспись. Мастер-класс // FORUMHOUSE

перпендикулярно и прочерчивайте достаточно объемные линии. Дайте краске полностью высохнуть.

3. В небольшую емкость налейте немного краски-аутлайнера. Закрасьте такой краской отдельные части композиции, как показано на фото. Наносите достаточно большое количество краски, так чтобы она слегка «стекалась» к середине широкой линии, которую вы прорисовываете, после этого краску растушуйте. Дайте краске высохнуть в течение ночи.

4. Осторожно снимите с бумаги узор. Это будет сделать намного легче, если положить бумагу с узором лицевой стороной вниз и аккуратно отсоединить кальку. После этого не трогайте узор в течение нескольких минут.

5. Положите узор на рабочую поверхность лицевой стороной вниз и, положив на него бутылку, «оберните» ее сеточкой из аутлайнера. Излишки узора срежьте. Подобным способом украсьте горлышко бутылки. Если вы собираетесь использовать пробку, покрасьте ее серебряной краской с металлическим оттенком.

,
предназначенный для нанесения узора, должен быть достаточно густой. Узор, выполненный из жидкого аутлайнера, порвется при снятии с бумаги. Перед началом работы проведите проверочный тест на плотность аутлайнера. и ещё:
:
Узор, нанесенный аутлайнером, в любой момент при желании можно снять с бутылки.
Если же вы хотите закрепить его предельно прочно, нанесите на тыльную сторону узора с помощью баллончика клей, после чего «заверните» бутылку в узор.

Из книги Алан Гир и Барри Фристоун «Роспись по стеклу:20 чудесных проектов в стиле модерн.» скачать которую можно по ссылке сточник

Витражные рисунки, безусловно, способны придать неповторимую эстетичность любой стеклянной поверхности. Сюрреалистические животные, геометрические узоры, сказочные герои и другие не менее фантастические орнаменты оживят ваши окна, двери или даже просто бокалы. И самое поразительное то, что рисование по стеклу витражными красками доступно каждому, у кого есть для этого достаточное желание.

В данной статье мы разберём основные моменты этой кропотливой, но вполне осуществимой задачи.

Роспись в технике одного мазка на стекле (One Stroke). Рисуем пион и ирисы. Мастер класс

Выбор подходящей краски

По большому счёту витражные краски по стеклу различают двух направлений: те, которые имеют в качестве своей основы Н 2 О, и те, у которых главной составляющей является искусственно произведённый растворитель.При работе в помещении, безусловно, лучше остановиться на экологически чистых суспензиях
.

Из них же наилучшим выбором станут акриловые смеси, имеющие массу преимуществ:

  • Лёгкость эксплуатации. Витражи на стекле своими руками акриловыми красками можно наносить даже не имея какой-либо специальной подготовки.
  • Доступная цена. В их производстве отсутствует использование дорогого сырья.
  • Высокие показатели прочности и водостойкости.
  • Экологическая чистота и отсутствие неприятных запахов. В процессе застывания выделяются лишь водяные испарения, что позволяет работать с такими красками даже в закрытом помещении.
  • Отсутствие в потребности разбавления растворителем. При необходимости увеличить количество раствора, достаточно будет добавить в него воду.

Совет: размешивать смесь следует только в том случае, если в дальнейшем рисунок не будет контактировать с Н 2 О или покроется сверху лаком.
Так как влагостойкие качества при этом значительно понижаются.

  • Широкий ассортимент возможных расцветок. Более того, всегда можно добиться более редкого оттенка путём сочетания имеющихся цветов.

Если же в структуре конструкции, которую вы планируете расписывать, имеются железные элементы, то для их покрытия подойдут следующие смеси:

  • Электропроводная краска Zinga прекрасно защищающая от возникновения и распространения коррозийных процессов.
  • Огнезащитные краски по металлу Полистил усиливающие пожарную безопасность во всём помещении.

Необходимые инструменты и используемые материалы

Предварительно следует тщательно подготовиться, снабдив себя всем необходимым.

Красящие растворы

Витражная краска для стекла, использующая в качестве связывающего вещества акрилаты,подходит, как мы уже определились выше, наилучшим образом.

А при её покупке следует учесть следующие нюансы:

  • Банка должна обладать специальным символом, указывающим, что раствор подходит для обработки керамических и стеклянных поверхностей.
  • Комплекты стоят процентов на 10-15 меньше, чем единичные образцы. Будьте экономны и выберите оптимальную для себя комбинацию.
  • Наличие в магазине отапливаемого склада. Так как присутствие воды делает данные смеси во время хранения очень уязвимыми к морозам, и неправильно хранящиеся образцы могут быть попросту испорчены.
  • Срок годности должен быть подходящим. Старые же суспензии имеют обыкновение быстро засыхать в процессе работы.

Контуры

Стекло очень имеет невероятно гладкую поверхность, в результате чего наносимая на него краска склонна растекаться. Чтобы этого избежать используются контуры, которые могут также называться «контурной пастой» или «краской-аутлайнером». С их помощью создаются границы рисунков и различные декоративные эффекты.

DIY | Роспись по стеклу витражными красками |Рисуем лотосы

Кисти

Витражные краски – краски по стеклу, имеющие в своём составе акрил. Поэтому для их эксплуатации лучше всего подходят кисти с синтетическим мягким ворсом.

В процессе они вам понадобятся разных пропорций:

  • Круглая и тонкая –наносит мелкие мазки, детализирует рисунок, подчёркивает завершающие этюды.
  • Плоская и средняя – заполняет масштабные участки, покрывает произведение защитным слоем лакового раствора.

Совет: не следует оставлять кисти на длительное время обмоченными в краску, мойте их или погружайте в воду.
Иначе они быстро придут в негодность, и вам придётся покупать новые инструменты.

Также желательно иметь отдельный инструмент для каждого используемого цвета.

Следует сразу учесть, что используемая краска вполне стойка к воздействию окружающей среды, и поэтому лакировка не является обязательным процессом. Но всё же дополнительная защита и придание никогда не помешает. Так что желательно окончить работу нанесением лакового слоя

Дополнительные материалы

Помимо наиболее важных выше перечисленных инструментов и материалов перед тем, как рисовать витражными красками на стекле, подготовьте:

  • Баночку с водой для промывки кисточек.
  • Ветошь для протирания инструмента, рук и удаления свежей краски с мест, где её не должно быть.
  • Палитра для смешивания разных цветов. Это может быть блюдце, пластиковая крышка или любая другая аналогичная ёмкость.
  • Трафарет с рисунком. Пригодится для исполнения качественного изображения без наличия особых художественных талантов.

Расписные работы

Теперь непосредственно рассмотрим, как рисовать витражными красками по стеклу.

  1. Обезжириваем обрабатываемое стекло спиртовым раствором.
  2. Создаём при помощи контура линии орнамента. Любые дефекты ликвидируем сразу ветошью или после застывания острым ножом.
  1. Ждём полчаса полного высыхания краски-аутлайнера или же подсушиваем её феном для ускорения процесса.
  2. Заполняем при помощи кистей все элементы рисунка. При этом следует следить за количеством наносимой краски, чтобы её не было слишком много и слишком мало.
  1. Даём изображению просохнуть в течение сорока восьми часов, а затем его вскрываем лаком. Как вариант, если позволяют размеры обработанной конструкции, можно запечь изделие в духовке, что тоже значительно увеличит прочностные качества рисунка.

Мастер-класс по витражным краскам

Заключение

Витражные краски позволяют превратить обычные стеклянные изделия в прекрасные уникальные произведения искусства. При этом с самим процессом справиться сможет даже человек далёкий от искусства, точно следуя приведённым рекомендациям.

Видео в этой статье ознакомит вас с дополнительной информацией.

Будьте внимательны, и у вас всё получится!

Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Это вполне логично объясняется тем, что подобный декор при красивом и аккуратном исполнении способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии. Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать «классику».

Разнообразие витражных стилей и техник накапливалось постепенно, с учетом секретов старых мастеров и новых наработанных практик. Многие применяемые и сегодня, и их обязательно нужно рассмотреть перед тем, как определиться, какой вариант наилучшим образом подходит не только по рисунку, но и по сложности самого технологического процесса.

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в межкомнатную дверь, то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

  • На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
  • Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов — именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала — расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

  • Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
  • Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
  • «Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

  • Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
  • Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
  • После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать трафарет из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стеле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния.

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

  • Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
  • Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
  • По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
  • Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи модно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

  • Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
  • Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
  • Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных дверей, ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его привнес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

  • Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
  • В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
  • Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

«Холодный» готический стиль

Decola с Екатериной Голанд! Как работать с витражными красками!

  • В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
  • Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
  • Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
  • Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики — это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом — сохранил свою самобытность.

  • Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
  • Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

  • Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

  • Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

  • Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
  • Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

  • Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
  • Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

  • Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
  • Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Витраж в двери «Ирисы». Ручная роспись стекла дверной вставки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

  • Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
  • Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.
  • Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Изготовление витража своими руками

Самыми простыми из всех техник изготовления витражей в домашних условиях, которые доступны для освоения новичками, являются расписная и пленочная. Именно эти техники и будут рассмотрены более подробно.

Создание витража в технике росписи стекла

Иллюстрация
Первым шагом идет снятие размеров со стекла, на котором будет нанесен витраж.
По этим размерам необходимо подобрать понравившийся готовый рисунок или же, при достаточном опыте, выполнить его самостоятельно.
Если готовый рисунок берется из интернета, то его распечатывают на обычных листах формата А-4 в любом графическом редакторе, с использованием функции многостраничной печати (для этого отлично подходит, например, приложение Publisher, входящее в пакет MS Office).
Затем фрагменты стыкуются и склеиваются по линиям с помощью скотча, чтобы воссоздался единый рисунок.
В рассматриваемом случае рисунок выполняется самостоятельно, от руки.
При этом важно добиться, чтобы каждая из его деталей была хорошо выделена, границы прорисованы.
На готовый эскиз идеально ровно укладывается стекло, на которое будет переноситься весь рисунок.
Стекло необходимо тщательно обезжирить с помощью спиртового или аммиачного растворов.
Нанесенные составы после очистки поверхности стекла тщательно вытираются, так как «рабочая площадка» не только не должна иметь жирных пятен, но и быть абсолютно сухой.
Следующим шагом все контуры рисунка обводятся на стекле по шаблону, уложенному под ним.
Эти границы наносятся обычно черной краской, так как она хорошо выделяет все фрагменты и делает конечный рисунок более четким. Для витража, как уже говорилось выше, используются специальные витражные краски.
Нанесенный контур должен полностью просохнуть, иначе можно испортить всю проделанную работу, случайно смазав краску при выполнении дальнейших операций.
После высыхания границ переходят к раскрашиванию готового рисунка.
Этот процесс можно сравнить с детской книжкой-раскраской, где каждый из элементов должен приобрести свой цвет. К этому этапу изготовления витража нужно подойти творчески, но и с предельной аккуратностью.
Такое тонирование обычно наносится тонкими кисточками – нанесенные и просохшие ранее границы не дадут краскам растечься.
Цвета должны быть максимально чистыми, яркими, обязательно гармонировать между собой.
Если предполагается придать рисунку особую живописность, то более темные или светлые оттенки лучше всего нанести позже, после высыхания основных, базовых цветов. Иначе может получиться грязь, и вся работа пойдет насмарку.
Готовый витраж должен выглядеть эстетично и аккуратно, а также хорошо гармонировать с интерьерным стилем.
Декорированное таким образом стекло можно будет аккуратно вставить в раму, например, межкомнатной двери, или использовать для оформления мебельных дверец.

Создание витража в пленочной технике

Эта техника изготовления витража предполагает использования плёнки и свинцовой ленты. Обычно для плёночной технологии выбираются стилизованные рисунки, имеющие четкие формы – стиль арт-деко. При аккуратном подходе подобный витраж выполнить, наверное, даже легче, чем с использованием красок.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Чаще всего рисунок для исполнения витража в этой технике распечатывается на принтере, с использованием уже упоминавшихся графических приложений. Так можно получить точные и четкие линии и формы всех, даже самых мелких фрагментов.
Если работа выполняется в первый раз, не стоит брать слишком сложный рисунок с замысловатыми элементами.
Линии рисунка должны иметь ширину около 4÷4,5 мм.
Распечатав рисунок на листах, их аккуратно склеивают между собой.
Все линии должны идеально совпасть, так как от этого зависит эстетичность конечного результата.
Следующим шагом, подготовленное по размеру стекло необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, обезжирить с той его стороны, которой оно будет накладываться на рисунок.
Затем, стекло насухо вытирается.
Сухое стекло укладывается на сборный лист с рисунком.
Важно сразу добиться необходимой ровности укладки стека относительно графического рисунка, чтобы работа не пошла с перекосом относительно «холста».
Желательно обеспечить надежную фиксацию стекла, чтобы не случилось случайного сдвига при выполнении дальнейших операций.
Рекомендуется для этого использовать маленькие отрезки тонкого двустороннего скотча (показаны стрелками), разместив из в тех местах, где они не будут мешать рисунку витража.
Для работы нужно подготовить такие специальные инструменты, как валик, ракель с фетровой накладкой, узкий нож со съемными лезвиями, прижим, ножницы, металлические линейки разной длины.
Из материалов потребуется витражная самоклеящаяся пленка разных цветов и специальная свинцовая самоклеящаяся витражная лента подходящего оттенка.
Уложенное на рисунок стекло нужно еще раз хорошо обезжирить и с внешней стороны, спиртовым раствором, а затем насухо вытереть чистой микрофиброй, которая гарантированно не оставит на поверхности мелких волокон.
Далее, начинается работа с пленкой.
Специалисты рекомендуют использовать для монтажа высококачественную пленку английского производства «RegaLead», но она в несколько раз дороже продукции других компаний.
Недорогие же пленки могут быть неустойчивыми к ультрафиолетовым лучам, поэтому способны очень быстро выгореть, если витраж будет находиться на солнечной стороне.
Пленка вырезается для каждого элемента отдельно по его размеру.
Здесь, конечно же, оптимальным вариантом станет организация подсветки рабочего стола снизу. Если таковую сделать нет возможности, то придется вымерять каждый фрагмент линейкой и подгонять по месту.
Пленку отмеряют и вырезают немного большего размера, чем фрагмент рисунка, а корректируют ее края уже после наклеивания.
Перед наклеиванием каждого фрагмента, место, куда он будет наноситься, тщательно протирают (обезжиривают) и сушат микрофибровой салфеткой.
Далее, если фрагмент представляет собой полоску, то с отрезанного куска пленки, с одного его края, начинают снимать подложку.
Край детали закрепляют на стекле, приглаживая ракелем с фетровой насадкой.
Другой край фрагмента натягивается, что дает возможность расположить его точно по линиям рисунка.
Затем, четким и быстрым движением полоса пленки прижимается ракелем к стеклу.
Эту операцию необходимо проводить быстро для того, чтобы даже малейшая пыль не успела попасть на поверхность стекла, иначе эффект аккуратности может быть безвозвратно потерян.
Излишки пленки по краям стекла срезаются острым ножом.
Клей на тыльной стороне пленки схватывается практически сразу, но не в полную силу, поэтому есть возможность поправить неровности, если они случайно создались.
На этом фото хорошо показаны две параллельные полосы, наклеенные на стекло.
Одна из них уже ровно, по линейке, обрезана, а вторая только что наклеена, и ее края еще не обработаны.
Пленка должна находить на черную полосу на 1,5÷2 мм.
Длинная линейка укладывается именно по этой линии, по ней проводят острым ножом, и лишняя часть пленки аккуратно удаляется.
Позднее в ходе работы черные линии рисунка будут закрыты свинцовой лентой, которая наклеивается в последнюю очередь.
В том случае, если под пленку все же попала пылинка, то ее необходимо постараться удалить.
Для этого край фрагмента осторожно приподнимают, отклеив от стекла, и кончиком ножа аккуратно, чтобы не повредить материал, снимают пылинку.
Пальцами эту операцию проводить категорически запрещено, так как отпечатки от них обязательно останутся на клеевом слое пленки, и будут хорошо видны на просвет.
Убрав пылинку, пленку вновь натягивают и прижимают с помощью ракеля.
На этой иллюстрации хорошо показаны два готовых фрагмента будущего витража.
Далее, работа продолжается по тому же принципу.
Если элемент рисунка имеет криволинейную конфигурацию, то его корректировку проводят на месте.
Для этого вырезается фрагмент пленки большего размера, и от него после наклеивания аккуратно отрезаются лишние участки точно по черным линиям рисунка.
Здесь, безусловно, очень важна «набитость руки», чтобы манипуляции ножом были тщательно выверены, и края получались ровными, точно по подложенному шаблону.
Если на задуманном рисунке по соседству располагаются несколько мелких фрагментов разного цвета, то можно поступить двумя способами.
В первом случае, вся разноцветная зона закрывается пленкой одного цвета, а затем вырезаются лишние фрагменты.
Так можно существенно выиграть в скорости изготовления витража, но проиграть в расходе материала.
Можно поступить и по-другому, более профессиональным способом, когда каждый фрагмент рисунка накрывается отдельным кусочком пленки и вырезается отдельно.
Здесь достигается экономия материала, но работа, особенно при отсутствии опыта, займет больше времени, а кроме того, высока вероятность допустить ошибку.
Поэтому, если выбирается второй способ работы, на отдельные элементы наклеивается фрагменты пленки несколько большего размера.
Резы также производятся по черным линиям рисунка-шаблона.
Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы оставались нахлесты пленок соседних фрагментов, так как при повышении температуры материал имеет свойство расширяться, и при отсутствии зазора между отдельными элементами мозаичного рисунка, на поверхности может появиться деформация. А со временем пленка и вовсе начнет отслаиваться от стекла.
Поэтому между фрагментами должен оставаться зазор 1,5÷2 мм.
Остальные части рисунка вырезаются и фиксируются на стекле по такой же методике.
На иллюстрации можно хорошо рассмотреть, как наклеиваются элементы, имеющие сложные лекальные формы.
Когда пленкой будут заполнены все цветовые фрагменты, переходят к наклеиванию свинцовой ленты.
Этот материал для обрамления может быть разного цвета — производится лента под золото, серебро, медь с разнообразными промежуточными оттенками.
Свинцовая лента может быть матовой или глянцевой, она пластична, так как состоит на 98÷99% из чистого свинца, поэтому легко принимает любую заданную форму, и с ней очень комфортно работать.
Нижняя часть этого витражного материала также покрыта специальным клеевым составом, который имеет отменную адгезию со стеклом.
Лентой обрамляется каждый фрагмент витража.
При стыковке нескольких линий ленты в одной точке, края должны быть перекрыты, то есть если надрезы выходят на край всей композиции, то они перекрываются обрамляющим весь край отрезком.
В средней части рисунка края ленты также должны перекрывать друг друга.
После приклеивания лента тщательно прикатывается сверху валиком.
Прямые линии витража, обрамленные свинцовой лентой, обязательно следует выровнять с помощью линейки и ракеля – этот процесс нужно провести сразу, пока клей не еще просох.
Несложный способ выравнивания прямых линий позволяет сделать их идеально ровными.
Для этого к полосе приклеенной ленты прикладывается линейка, устанавливается точно по шаблону, а затем между линейкой и лентой проводят углом или ребром ракеля, который и окончательно установит ленту на заданное место.
Как уже говорилось выше, каждый из краев ленты должен перекрываться следующим наклеенным отрезком.
Например, если обклеивается круглая зона с фрагментами, то для этого берется цельный кусок и, после выкладки окружности, один край ленты накладывается на другой, а затем прикатывается валиком.
Обрезанные края должны быть закрыты для того, чтобы во время проведения уборки случайно не задеть и не отклеить какой-нибудь из них.
Поэтому рекомендовано тщательно продумать заранее, какой из фрагментов, куда и когда приклеить. Нужно постараться распланировать очередность наклеивания таким образом, чтобы в завершении работ, остался всего лишь один открытый край ленты.
После этого вся приклеенная лента прикатывается с помощью валика.
Далее, с помощью специального прижима, который обычно входит в комплект принадлежностей для создания витражей, нужно пройтись по всем стыкам, прижимая полосы ленты друг к другу.
Это проделывается во избежание образования щелей с последующим попаданием в них в процессе эксплуатации влаги или моющих средств.
Прижимается лента с двух сторон стыка, что, кстати, придает общей композиции естественность настоящего витража – получается визуальный эффект «кованого соединения».
Полная герметизация стыков и перехлестов обеспечит максимально долгую службу созданного витража.
После этого витраж нужно осторожно обработать моющим средством, но наносить его нужно не на стекло с готовым рисунком, а на салфетку из микрофибры.
Протирается витраж очень аккуратно, по направлению только вдоль свинцовых лент, во избежание их сдвига, так как клей еще полностью не полимеризовался.
Далее, из-под стекла можно удалить шаблон-рисунок.
Готовый витраж должен иметь ровные линии и быть очень аккуратным.
Только в этом случае он будет смотреться эффектно и станет полноценным украшением помещения, притягивающим взгляд центром дизайнерского оформления интерьера.

Если для изготовления будет выбрана одна из простых техник, то освоить их можно достаточно быстро. Однако, прежде чем начинать делать чистовой вариант витража, необходимо немного потренироваться, чтобы хотя бы немного «набить руку». Возможно, этот творческий процесс сможет кого-то увлечь настолько, что после выполнения одной картины на стекле, начинающему мастеру захочется заниматься этим делом профессионально.

Мир красок настолько разнообразен, что постоянно готов открывать перед вами новые возможности. Вот огнезащитные краски, способные выдерживать высокие температуры, вот краски, обеспечивающие целые плоскости для электропроводки, которые так и называются «красками цинкового напыления».

А вот краски, позволяющие вам окунуться в удивительный мир творчества и приобщиться к витражному искусству, теперь уже пришедшему в каждый дом – специальные технологии позволяют рисовать практически на любом стекле от окон до бокалов. Было бы желание и стремление к новому.

Побалуйте себя творчеством

И что с того, что некоторые матёрые мастера называют это «псевдовитражами». Как бы то ни было, ваше творение по своим художественным характеристикам ничем не будет отличаться от окон Нотр-Дам де Пари, то есть, Собора Парижской Богоматери, разве что ваши окна ещё не прославил Гюго и в них не смотрелся Квазимодо.

Классификация

Существует два вида витражных красок, если классифицировать их по основе:

  • на водной основе, и,
  • на основе синтетического растворителя.

Первые встречаются гораздо чаще, они значительно дешевле и обладают следующими несомненными преимуществами:

  • Во-первых, они не издают запаха
    , в отличие от синтетики, поэтому работать с ними можно и в закрытом помещении; синтетические всё-таки требуют проветривать помещение и находиться подальше от детей.
  • Во-вторых, они легко смываются водой
    . Нельзя, в общем, случае считать это 100-процентным плюсом, но смывание не происходит под простой струёй горячей воды, потрудиться тряпкой всё-таки придётся. Зато синтетику в случае неудачи уже придётся скоблить – тут не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
  • В-третьих, акриловые (а именно они используются в подавляющем большинстве) витражные краски очень удобны в применении
    , по существу, это рисование, но на стекле; может поэтому, выпускаются и специальные витражные краски для детей;
  • В-четвертых, такие краски не используют никакого специального растворителя
    , везде нужна только вода. Правда, этим преимуществом нужно пользоваться очень аккуратно, так как вода разбавляет цвет краски и снижает её устойчивость, чтобы рисунок не смывался, его обязательно нужно будет покрыть лаком.

Инструментарий

Для создания своего шедевра витражного искусства вам понадобится:

  • Сама краска, которая обычно продаётся в коробках по 6, 9 или 12 цветов, хотя можно покупать и по одному, хотя это и будет дороже (процентов на 10 минимум). (См. также статью .)

Полезный совет!
При приобретении виражных красок обязательно проверяйте, что они специально предназначены для стекла (слов продавца будет, ой как, недостаточно).
А, кроме того, убедитесь, что у них не истёк срок годности – представляемые краски со временем заметно высыхают.

  • Контурная краска – своего рода имитатор промежутков между стеклышками стеклянного витража. Эта краска не даст смешиваться цветам. Но относитесь к ней погибче – ей можно и рисовать и очень даже оригинально. Эту краску ещё называют «краской-аутлайнер», «рельефным контуром» или «контурной пастой». Она может быть самых разных цветов, но чаще используется чёрная, серебряная или золотая.
  • Кисточки самых разных размеров, можно сказать, чем больше, тем лучше, и самые качественные.
  • Лак. Он совсем не обязателен, но может быть полезен для придания поверхности особого блеска и дополнительной защищённости.
  • Всевозможные салфетки, тряпочки и палитра, как вспомогательный материал любого «завзятого» художника.
  • Трафареты. Конечно, если вы родились с кисточкой в руках, то можете сразу приниматься за эскиз рисунка, но если вы только бог весть какой художник, то в вашем распоряжении огромная библиотека – трафареты для росписи витражными красками по стеклу, вот где Интернет окажет вам неоценимую услугу.

Порядок работы

Раз, два, три, четыре

Эти четыре шага следующие:

  • сначала карандашом, тушью, а можно сказать, любым путём, переводим контур рисунка на стекло, по этому контуру и пойдёт контурная паста;
  • затем пастой выбранного цвета проводим разграничение будущих цветовых пятен; действуем очень аккуратно, здесь лучше тоньше контур, чем толще, хотя, когда он высохнет, вы всё можете подправить острым ножом;

Роспись по стеклу витражными красками: не мастер-класс.

  • следом приступаем к основному этапу – заполнению цветной краской промежутков между линиями контура; не берите слишком много краски, она потечёт; не берите и слишком мало, она будет сильно просвечивать; здесь необходимо просто набить руку;
  • по завершении, когда краска полностью высохла (а это 2-3 дня), её можно покрыть лаком или даже закрепить обжигом; часто советуют делать и то, и другое – небольшая обработка температурой в духовке, а потом ещё и небольшой слой лака.

Светящаяся краска

Такие краски требуют особого обхождения:

  • их нужно хранить подальше от пищи;
  • по окончании работы с ними обязательно нужно мыть руки;
  • не допускать контактов с кожей, а уж попадание в глаза вообще может считаться «ЧП»;
  • постоянно проветривать помещение.

Но тот эффект, который создают такие краски, не забудется у ваших гостей надолго. Подумайте только – полумрак в помещении, бокал вина на столе и два светящихся стакана!

Выводы

Роспись на стекле – тема, словесное описание которой может состоять всего из «двух предложений». Зато трафареты и примеры уже выполненных работ не поместятся и на 64 гигабайтную флешку. В нашем видео в этой статье примеров, конечно, не так много, но всё-таки достаточно, чтобы заставить вас забыть обо всём на свете и броситься в мир витражей с помощью краски.

Витраж — способ декоративной отделки стекла и зеркала. Использование витражных картин в интерьере снова становится популярным и востребованным дизайнерским приемом. Существенный плюс технологии — возможность самостоятельно создать художественный шедевр, проявив свою креативность и сэкономив средства на работе профессиональных мастеров. Главное, грамотно подобрать рисунок, технику витража и не боятся фантазировать.

Витражи в интерьере

Многие виды искусства, используемые дизайнерами для оформления интерьера, имеют древнюю историю. Особое место среди них занимают витражные стекла. Считается, что техника зародилась, как только мастера научились делать стекло — в эпоху Древних Царств. В период Средневековья витражная «живопись» достигла пика популярности и применялась как незаменимый атрибут церковной архитектуры.

Витражные полотна, созданные специалистами, предполагают использование специальных сложных каркасов из металлических заготовок. Мастера-любители и те, кто только начинает познавать основы витражного искусства, применяют упрощенные техники создания «стеклянных» картин.

Сегодня мода на витражное оформление возвращается, и яркие вставки из стекла можно встретить в ресторанах, клубах, кинотеатрах, торговых центрах и жилых помещениях. Витражные изделия могут стать изюминкой или центральным акцентом интерьера квартиры.

Основные места применения витража в интерьере:

Использование витража в интерьере придает жилищу неповторимого, изысканного и элегантного вида. Этот вид декора не оставляет равнодушным никого.

Технологии выполнения витражей

Планируя декорировать комнату картинами из стекла, необходимо разобраться в особенностях различных витражных техник.

Наборный (классический) витраж
— наиболее древний способ, используемый и сегодня при оформлении европейских соборов, храмов и помещений различного назначения. В наше время старинная технология практически не изменилась, но дополнилась новыми материалами и инструментами. Такой метод оптимален для витражных конструкций крупного размера.

Основные этапы создания классического витража:

  1. Изготовление эскиза.
  2. Раскладка узора из металлопрофиля (меди, латуни, свинца).
  3. Вставка в профиль вырезанных деталей из стекла.
  4. Спайка стыков стеклянных деталей.
  5. Художественная роспись витража.

Техника Тиффани
позволяет создать витражи высоких эстетическо-художественных качеств. Используется опаловое стекло, обладающее необыкновенным внутренним светом и богатым разнообразием оттенков. Витражные картины Тиффани необычайно реалистичны и живописны — эти эффекты достигаются благодаря тому, что используются стекла разных размеров и фактуры.

Технология Тиффани основана на ручном методе сборке и является авторской работой, повторить которую сложно даже опытным мастерам.

Порядок создания витражей Тиффани:

  1. Разработка эскиза и разбивка его на несколько фрагментов.
  2. Вырезка деталей из стекла и их обтачка.
  3. Обмотка фрагмента по периметру медной клейкой лентой.
  4. Соединение фрагментов с помощью свинцово-оловянного припоя.

Фьюзинг
— способ передачи изображения на стеклянные поверхности. Технологический процесс заключается в спекании деталей стекла во фьюзинговой печи. Это одна из самых сложных форм витража, выполнить которую в домашних условиях не получится.

Детали витражей могут наслаиваться друг на друга, принимать плавные, фактурные очертания или иметь четко выраженные границы. Это зависит от задумки мастера и нагрева печи.

На цельное стекло выкладываются цветные фрагменты стеклышек. Готовое полотно помещают в печь и прокалывают несколько часов. Чтоб стеклянные детали плотно держались и рисунок не утратил четкости, используют специальный термостойкий клей.

Пескоструйная
обработка зародилась в 19 веке. С помощью абразива с поверхности стекла удаляется верхний слой. Использование шаблонов позволяет получить сложные изображения. Обработка стекла может выполняться с тыльной или фронтальной стороны, быть двусторонней, углубленной или поверхностной.

Заливная техника
— имитация техники Тиффани (упрощенный вариант). Некоторые путают данную технологию с росписью стекла. Однако «заливные» витражи имеют рельефный контур, имитирующий металлическую протяжку. Использование технологии предоставляет большой выбор узоров и рисунков. Для работы применяются витражные краски, устойчивые к УФ-лучам, экологичные и безопасные.

Расписной витраж
— самый популярный и простой способ переноса рисунка на стекло. Конечный результат напоминает художественную стеклянную картину. Особенности техники: выразительность изображения и оригинальность рисунка. Такую работу могут выполнять даже новички «витражного» искусства и дети.

Технология пленочных витражей
— современный вариант создания псевдовитражей. Основан на тонировании стекла специальными пленками с последующим закреплением свинцовой каймой. К числу преимуществ метода относятся:

  • возможность использования листового стекла;
  • готовый витраж обладает меньшим весом и ровной поверхностью;
  • прочность — применение цельного стекла позволяет создавать витражи больших размеров.

Кроме перечисленных методов, мастера создают комбинированные, фацетные и 3D-витражи. В последнее время, для обустройства развлекательных центров, все чаще применяют фотопечать на стекла.

Выбирая витражный рисунок, следует учесть некоторые нюансы и советы специалистов:

Эскизы рисунков витражей. Создание своими руками

Начало работы над витражом — разработка эскиза. Витражи, силуэты, рисунки, схемы и подробные рекомендации можно найти в интернете.

Схематические рисунки в стиле витражей подобны детской раскраске, на отдельных фрагментах которой нарисованы цифры, стрелки и обозначения, упрощающие работу по «сборке» изображения. Чтобы сэкономить время на разработку трафарета достаточно скачать и распечатать готовый эскиз. Перенос рисунка на стекло выполняется специальным исчезающим маркером.

Более творческий процесс — создание красивых рисунков витражей своими руками. Рассмотрим несколько технологий.

Перенос изображения с открытки или рисунка

Для увеличения изображения до нужных размеров витража следует воспользоваться простым способом перевода картинок по клеткам. Порядок работы:

  1. Выбранную открытку расчертить клетками со сторонами не более 10 мм.
  2. Посчитать количество клеток и пронумеровать их по вертикали и горизонтали, как шахматную доску.
  3. Снять размеры стекла и перенести их на бумагу, например, на лист обоев.
  4. Длину и ширину стекла разделить на количество клеток открытки по длине/ширине соответственно.
  5. Расчертить лист — должно получиться то же самое количество клеток, только большего формата.
  6. В каждую клетку перенести увеличенное изображение с клетки открытки. Когда рисунок полностью перенесен, можно внести правки на свое усмотрение, подкорректировать контуры и расцветку.

Если соотношение будущего витража и сторон картинки не соответствуют, можно на эскизе расчерчивать не квадратики, а прямоугольники. В этом случае трафарет получится более широким или, наоборот, продолговатым.

Роспись по стеклу и витражи Татьяны Грицай | Мастер дела

Использование аппликаций для создания эскиза

Этот метод применяется при наличии крупных плакатных изображений, журнальных вырезок и т.д. Для этого старые обои надо положить на ровную поверхность (стол), сверху приложить стекло и обвести контуры будущего витража. Внутри контура начертить фон, где будут расположены вырезные детали.

На примере эскиз витража рисунок «цветы» состоит из ветки с розами. Схематично надо нанести линию ветки, расчертить линии фона, имитируя кусочки стекла традиционного витража. Красными кружочками отметить места пересечений веток и линий фона. В дальнейшем, эти элементы желательно прикрыть деталями эскиза.

По окончанию создания витражного трафарета на эскиз положить стекло и прорисовать контур. После того, как контур высохнет, аппликационный эскиз надо убрать и приступить к росписи витража красками.

Восстановление рисунка по памяти

В этом случае потребуется наличие навыков рисования. Эскиз удобно выполнять на большом полотне листа (обои) в следующем порядке:

  1. Простым карандашом сделать разметку контуров расположения фрагментов рисунка на полотне.
  2. Прорисовать детали рисунка.
  3. Если полученный результат устраивает, контуры эскиза можно прорисовать шариковой ручкой или фломастером, связывая элементы изображения в единое целое.

На готовый эскиз положить стекло и контурной краской навести предварительное изображение витража.

Контурные рисунки для витражей: требования к детскому творчеству

Для детей следует подбирать более простые рисунки, чтоб ребенок мог самостоятельно выполнить работу. Особое внимание уделяют обработке краев стекла — они должны быть хорошо отшлифованы. Выполнять витраж надо на прочном стекле, без осколов и трещин.

Самым маленьким художникам подойдет витражный набор, в который входят:

  • витражные краски;
  • черная краска для контура;
  • детские картинки на выбор;
  • трафареты рисунков, пленка, кисть и пошаговая инструкция.

Важно! Увлечение ребенка витражным творчеством вырабатывает усидчивость, креативность, развивает глазомер и фантазию.

Для детского творчества подойдут самодельные витражные краски, которые очень легко приготовить в домашних условиях. Достаточно взять тюбик клея ПВА, пару пакетиков пищевого красителя или краску гуашь. Красители смешать с клеем до получения равномерной консистенции и доведения краски до нужного оттенка.

Пошаговая технология создания расписного витража

Готовое изделие лучше покрыть акриловым лаком или прокалить в печи. Это повысить прочностные характеристики покрытия и дополнительно защитит краски от выгорания.

Витраж красками: рисунок на стекле своими руками

Витраж «Ирисы»

Витраж «Ирисы» позволит превратить скучные межкомнатные двери в эффектный элемент интерьера, а сам рисунок станет своеобразным оберегом для вашей семьи. Изящные синие ирисы по древним поверьям приносят в дом веру, спокойствие и домашнее благополучие, а их длинные листья, похожие на клинок, символизируют мужское начало, словно сигнал, что покой в этом доме – под защитой.

«Цветочный», нежный рисунок, выполненный в стиле модерн, хорошо будет сочетаться с практически любой отделкой, составит гармоничную композицию с комнатными растениями. Визуально лёгкий, воздушный витраж может быть использован для декора дверей комнат различного назначения. Оптимальным вариантом будет выбор такой витражной вставки для дверей, ведущих в спальню, зал или столовую. В двустворчатых дверях, для лучшего проникновения света, может быть использован рисунок с элементами цветов, расположенными по краю полотна.

Единство интерьерного стиля обеспечат художественные витражи, установленные сразу во всех дверях дома. Они наполняют помещение светом, зрительно увеличивают его объём и в то же время обеспечивают конфиденциальность.

Мы позаботились о прочности изделия, а соответственно и о безопасности потенциальных клиентов. При создании витража «Ирисы» была применена техника Тиффани, которая обеспечивает наиболее прочное соединение кусочков стекла при отсутствии напряжения полотна. Кроме того, сам витраж помещён в прочный каркас, а отдельные элементы расположены так, что их контуры образуют плавные линии от края до края и служат дополнительными рёбрами жёсткости. Не последнюю роль играет и количество использованных элементов, чем их больше, тем более тонкую детализацию имеет рисунок. Для витража «Ирисы» были использованы 205 разноцветных фактурных стекла марки Spectrum.