МК Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Что такое киот? Как ухаживать за киотами? Советы от мастерской ikonostas.in.ua

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Мастер-класс. Как сделать иконную доску и левкас. Все приемы приготовления левкаса в подробностях.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Рамки для икон Видео обзор от багетной мастерской Дом Рам

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

Доска для иконы. Изготовление и монтаж шпонок. Часть 4.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

Резьба по дереву — лик Иисуса, часть 1

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Доска для иконы. Шпонки. Часть 2.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Изготовление оклада для иконы. Часть 2

Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.

Изготовление киота для иконы Св. Владимира.

Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.

Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы

Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке

И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю.

И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца

Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга

Доска для иконы. Часть 1.

Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением

Вышивка оклада к иконе. Часть 1. Подготовка

Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым

Резной киот для иконы. Часть 1.

Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис

Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл

Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.

Майстер-клас з виготовлення окладів для ікон

Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её

Новый киот для иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка.

Резной киот для иконы 3. Угловая полка и финиш.

Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон

Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.

Icon case. Киот под икону

Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились

После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки

Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали

Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи

Наступила очередь большого венца

А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца

Оклад от иконы Святителя Климента и Святителя Николая. Как я решала проблему?

Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня

Всё, роспись готова, оксидирую вот этим

Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна

Чеканка на высшем уровне

Всё закончил. Вот уголочки отдельно

Как я изготавливал Киоты для Икон

Теперь всё монтирую и вуаля!

К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно. Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.

Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку

МК: Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Добрый день, Иван. Как вы вовремя с МК по рамочкам. Задумал сделать рамку для фото, а опыта у меня в этом деле — ноль. Проблема возникла в подгонке стыков на углах. Приобрёл специально под это дело стусло, но оно мне мало чем помогло, стык всё равно неровный. Как вы добиваетесь идеального стыка?
А рамочки ваши красота! Руки зачесались сразу, обязательно попробую. И зря вы про дешёвый вариант, очень смотрится и выглядит недёшево!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Игорь Александрович

Извиняюсь, забыл дописать.
Одна фотография не открывается, может можно подредактировать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Рудный

Добрый вечер Игорь. Использую такой инструмент. . Фрезером снимаю кромку на рейке ( получаются наклонные борта). На циркулярке выставляю градус (45). (Если перевести на плоскость, угол среза получается 41 — 42 градуса) Плотно прижимаю рейку косым бортом ( на схеме) и делаю рез с одного края . Таким же способом срезаю другой край переставив упор в другую плоскость. От стусла отошел давно, хлопотно. На точную подгонку терял времени больше чем на резьбу в целом. Загляни на (ivanrezba.ucoz.ru)
На моем компе открываются все фото (их семь: две — три — две). Напиши в каком разделе( абзаце) у тебя не открылось фото. Скину новое.
С уважением Ваня.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Как я обновила старый киот.

Александр Фёдоров

Иван!
В первом сообщении, между первой и второй фотографией,»висит» красный крест. ++

Рамка для иконы. Своими руками DIY