МК Изготовление оклада для иконы.

Изготовление окладов для икон

в «Вопросах-ответах» Николая Ардабьевского довольно давно висит вопрос следующего содержания:
===
Где в Москве можно изготовить на заказ оклад для иконы? Дело в том, что в трудные годы Великой Отечественной войны моя бабушка продала оклад от нашей домашней иконы, но саму икону сохранила. Очень бы хотелось изготовить для иконы новый оклад. Елена
===

Может быть кто-то может помочь советом?

Как делают серебряные и медные иконы методом гальванопластики?

Spasitel_kamey2.jpg
418.29 KB • 928

Spasitel_kamey2_lr.jpg
43.42 KB • 517

ййй1 001.jpg
299.74 KB • 873

Иконы написанна для Святой горы Афон. изготовлен оклад. Размер иконы 600X700мм. Оклад (басма медь, серебрение, чеканка, гальванопластика, гравировка, чернение. Камни (рубины, гранаты, хразопразы)
Цена оклада без камней 80.000руб срок исполнения 1 мес.

Изображение 011.jpg
239.57 KB • 746

Мерная икона, стоимость 15.000руб басменный оклад полированная латунь 2000руб
Срок изготовления иконы в окладе 7-10 дней

Изображение 288.jpg
379.15 KB • 526

Фрагмент басменного иконостаса г. Санкт-Питербург. Басма мельхиор (450руб дм2), золочение, чернение. Просечные венцы венцы для икон 9 шт. латунь золочение, гравировка, камни бирюза, лазурит.
Срок изготовление иконостаса 2.5 мес.

Изображение 059.jpg
223.06 KB • 416

Киот напольный 3200X1500мм.(Москва) басма мельхиор, чернение, гальваническое золочение, золочение на мардан,позолоченная латунная фурнитура, рама (ясень) резьба. Срок исполнения 2 мес. Стоимость 350.000руб.

оклад

Изображение 087.jpg
246.63 KB • 305

Фрагмент напольного киота

Изображение 014.jpg
254.7 KB • 213

Чеканка Мастер Класс Уроки Чеканки для Начинающих Чеканка по Иконе по Левкасу Сумская Икона

Фрагмент иконостаса, Московская обл. иконопись (золочение фонов) басма (мельхиор,чернение, латунь золочение)

DSCN1323.jpg
286.5 KB • 259

Фрагмент иконостаса, басменое убранство (золочение, просечные орнаменты сеней, чернение) Цена договорная, срок исполнения 3 мес.

ДЕКУПАЖ — ИКОНЫ СВОИМИ РУКАМИ

Прошу сообщить возможность изготовления оклада на икону.

Эскизы оклада можно сюда или в личку.
Конкретные сроки, материал, ориентировочные сроки изготовления — в личку.

Резной КИОТ своими руками. Рамка для иконы на заказ из массива. Будни столяра.

Был бы благодарен если бы кто-нибудь смог что-то рассказать про этот список Касперской иконы Божией Матери

PICT0349-1.JPG
114.25 KB • 472

PICT0360-1.JPG
114.03 KB • 565

Или, у иконописца делавшего этот список, не очень получались руки, или, т.к. писали под оклад, не очень тщательно прорисовывали.
В результате согнутый мизинец так получился.

Ну а согнутый мизинец характерен для Касперской (Касперовской) иконы — см. icon-favor.ru, sv-icon.ru

Икона досталась после смерти бабушки жены т.ч. не очень много о ней известно.
Имеются сломанный гвозди, которыми крепился оклад и стретый лак в области руки Богородицы (видно на снимке со вспышкой) — возможно была храмовая икона и спасена в лихие годы. А может и другие причины.

В субботу сделаю другие снимки и выложу в атрибуцию.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Реставрация оклада из серебра с позолотой

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Как реставрировать киот и икону своими руками.

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Оклад для икон

Традиция украшать иконы ризами и окладами из драгоценных металлов, берет свое начало из правил Седьмого Вселенского Собора, утвердившего иконопочетание. Материал из которого изготовлялись святые образы – дерево, утверждался на Соборе тождественным материалам из которых был изготовлен Ковчег Завета. Поэтому, подобно тому, как главная святыня богизбранного народа украшалась золотом, иконы стали одевать в золотые ризы и оклады. На Руси иконы «облачали» в искусные ризы на заре принятия христианства. Слово «оклад» производное от словосочетания из текста Ветхого Завета «окладывать икону», одеть серебряной и иной ризою, окладом.

Это были оклады и ризы, которые закрывали тщательно прорисованные одежды и символические изображения горнего мира в обратной перспективе. По этой причине, при снятии риз со старинной иконы, даже в наше время, можно видеть хорошо сохранившееся изображение. Оклады изготавливались из драгоценных металлов и каменьев, хотя, встречались и медные, латунные оклады.

Изготовление окладов для святых икон, конечно, имело свою символику.

С любовью выполненный оклад был настоящим произведением искусства, выглядел очень нарядно и богато, символизируя драгоценные дары, которые приносят молящиеся христиане к Стопам Творца и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери также дары святым угодникам Божиим.

Сверкая драгоценными каменьями и чеканными гранями благородных металлов в свете горящих свечей или солнечного света, оклады словно делают зримым невещественный Божественный Свет – «Одеяйся Светом, яко ризою…», — возвещает псалмопевец Давид.

делаю икону из фотографии

Сама икона, одетая в ризу приобретает «объемность», у молящихся возникает иное пространственное и чувственное восприятие святого образа.

Древнейшими окладами на Руси считаются чеканные серебряные оклады XII века на иконах святых апостолов Петра и Павла, Спасе Златая риза, Богоматери «Одигитрия» из Софийского собора города Новгорода. Один из первых золотых окладов был изготовлен для иконы Владимирской Божией Матери по заказу св. князя Андрея Боголюбского. Не сохранился до наших дней драгоценнейший оклад для иконы Донской Богоматери из Благовещенского собора.

В XIV веке появился простой вид оклада – басменный (басманный). Изготавливался такой оклад из тонких металлических листов, с выбитыми на них по матрице узорами. Басменные растительные орнаменты являлись символами вечного цветения, обозначали живоносную силу Божественного Света.

На смену строгим басменным окладам пришли богатые чеканные оклады в стиле барокко. Барочные элементы сохраняются очень долго, до конца 19 века.

САМАЯ КРАСИВАЯ БАГЕТНАЯ РАМКА ДЛЯ Тихвинской иконы Божией Матери

Обилие икон, «убранных» в дорогие и в высшей степени искусные оклады, поражали воображение иностранцев, посещавших Россию.

Большинство русских окладов для икон были утрачены после 1921 года, когда вышел Декрет о полной ликвидации монастырского имущества в России.

До наших дней дожили редчайшие иконы в прекрасных ризах из домашних иконостасов. К счастью, можно встретить и храмовые иконы в драгоценных ризах, которые чудом были спасены от уничтожения или изъятия в годы революционного лихолетья. Часто такие иконы требуют золотых рук реставраторов. Реставрация икон, по сути – это возвращение ей «второго дыхания».

Реставрация иконы, в окладе или «неокладного »образа, требует высокого мастерства. Нужно увидеть и почувствовать сквозь века запечатленный Святой Образ, и благоговейно положить руку на пульс того живого сосуда, который соединил столетия.

Такой квалификацией в полной мере обладают мастера иконописной мастерской «Мерная икона». Наши художники много лет профессионально реставрируют иконы требующие не только художественной но и исследовательской работы в архивах для воссоздания святого образа. Кроме этого, в нашей мастерской Вы можете заказать изготовление оклада, как для старинной иконы, так и для вновь написанной, а также купить готовые оклады для икон, выполненные из различных материалов в традиционных для России техниках.

Сегодня древняя традиция, украшения икон окладами и ризами, берущая начало в правилах Седьмого вселенского Собора, обретает новую жизнь, благодаря стараниям современных иконописцев и возрождению Русского церковного искусства.

Оклад для иконы своими руками

Поделиться ссылкой: