МК Изготовление витражного украшения «Ангел» в технике «тиффани»

Изготовление витражного украшения «Ангел» в технике «тиффани»

Многие люди уверены, что витражи можно встретить в величественных соборах и храмах, дорогущих особняках, хозяева которых могут позволить себе все что угодно или, в крайнем случае, в нишах над дверью, или вставленных в сами двери, кухонные шкафчики и окошки. Но они не совсем правы. Витражная техника открывает большие возможности для изготовления утвари для дома (такой, как салфетницы, лампы), офиса (различные подставки, визитницы), а также просто красивого декора, который вы можете повесить, например, на люстру, окно или стены.
Сегодня я покажу вам одну небольшую (даже маленькую), несложную работу, выполнить которую может человек, пришедший на первое занятие по витражной технике «тиффани». Будем делать ангела.

Необходимые инструменты и материалы:

  1. Витражное стекло.
  2. Стеклянный кабошон.
  3. Эскиз на бумаге/кальке.
  4. Копировальная бумага.
  5. Ручка шариковая.
  6. Маркер черный.
  7. Стеклорез (+ жидкость для стеклореза).
  8. Щипцы для стекла.
  9. Ломатель для стекла.
  10. Шлифовальный станок.
  11. Защитные очки (!).
  12. Тряпочка.
  13. Вата стальная (или наждачная бумага).
  14. Медная фольга(шириной 4,7-5,2мм).
  15. Скальпель.
  16. Разглаживатель фольги (стек для лепки, палочка для мороженого…).
  17. Ножницы.
  18. Доска, на которой будем паять (фанера или что-то другое).
  19. Молоток.
  20. Небольшие гвозди.
  21. Флюс бескислотный и маленькая емкость для него.
  22. Кисточка для флюса.
  23. Защитная маска, респиратор.
  24. Припой ПОС61 без канифоли.
  25. Паяльник 100Втс подставкой.
  26. Матерчатые перчатки.
  27. Проволока медная (без покрытия, оплетки).
  28. Кусачки для проволоки.
  29. Пинцет (или длинногубцы, или плоскогубцы).
  30. Патина (или раствор медного купороса).
  31. Кисть (лучше щетина, можно любую другую, которую не жалко, или губку для мытья посуды).
  32. Резиновые (латексные) перчатки.
  33. Антиоксидант Специальный.
  34. Бумажная салфетка.

Описание процесса изготовления витражной поделки

Резка стекла

Эскиз будущего изделия лучше выполнить в нескольких экземплярах, т.к. при работе он может попортиться. При элементы будущего витража прикладываются для точности исполнения к эскизу, так что он может намокнуть и пойти волнами, что потом усложнит его использование при пайке.

В соответствии с идеей изделия и эскизом выбираются нужные кусочки стекла. Контуры каждой детали эскиза переводятся на стекло при помощи копирку. На стекло сверху кладется копирка (глянцевой стороной вниз), на нее эскиз изделия. Проводя шариковой ручкой по контурам эскиза, получаем на стекле четкий отпечаток (следите, чтобы стекло не было влажным, иначе контур на него не переведется). Лучше затем обвести контур на стекле тонким перманентным маркером, так он не сотрется при нарезке и дальнейшем шлифовании.

1. Расположение эскиза на кальке и стекле для последующего перевода элемента.

2. Контур элемента после перевода калькой.

3. Контур после кальки лучше обвести перманентным маркером.

Я в своей работе пользуюсь масляным стеклорезом и его необходимо заправлять специальной жидкостью — маслом для резки. Если там ее мало, доливаем немного.

Я рекомендую при нарезке стекла пользоваться матерчатыми перчатками, чтобы избежать порезов и неприятных уколов стекла, но это, как говорится, дело каждого.

Каждый элемент витража отрезается от исходного куска стекла постепенно. Сначала стеклорезом выполняются прямые резы (одним, если элемент расположен на краю стекла, или несколькими, если нет), если в них есть необходимость.

4. Первоначально проще отрезать не используемую часть стекла.

При этом стекло разламывается ломателем для стекла.

5. Стекло отламывается специальным ломателем, который ставится ровно по царапине, проведенной стеклорезом.

Резать стекло удобнее по гладкой стороне (многое витражное стекло обладает фактурой), из-за чего удобней иногда переводить картинку на «изнанку» стекла (если «лицо» вы хотите сделать фактурным), тогда эскиз необходимо перенести на кальку и на изнанку переносить уже «отзеркаленный» элемент.

Некоторое витражное стекло режется сложнее, чем другое и полезным может оказаться такой прием, как «простукивание» реза (т.е. линии-царапины, которая получилась после того как вы провели по стеклу стеклорезом). Для «простукивания», необходимо взять стеклорез ближе к режущей головке и легкими движениями металлической круглой крышечкой с другой стороны постучать по линии реза в нескольких местах. Стекло при этом лучше располагать невысоко над столом, т.к. оно может резко отвалиться.

6. При простукивании пользуемся круглым металлическим наконечником стеклореза. Легкими движениями бьем по стеклу в месте реза со стороны «изнанки».

Дальнейшие криволинейные или прямолинейные резы выполняем аналогично, с «пристукиванием» или без него (если вы чувствуете, что стекло режется легко). Небольшие кусочки стекла отламываются специальными щипцами, а при их неналичии небольшими пассатижами, плоскогубцами или даже длинногубцами, чем удобней.

7. Далее режем стекло по контуру детали.

8. Отламываем ненужные кусочки щипцами для стекла.

9. Тут показана деталь перед ее шлифованием.

10. Если стекло достаточно прозрачное, то для того чтобы разметить контуры детали, копирка не нужна.

11. Вырезали все нужные детали.

Шлифование стекла

После того как мы вырезали все нужные кусочки стекла, необходимо его обточить на шлифовальном станке (можно также это делать после вырезания каждого стекла, но я рекомендую все-таки эти операции выполнять последовательно, т.к. при шлифовании будет легче «подогнать» одно стекло к другому). При шлифовании стекла перчатки лучше снять, чтобы они не намотались на вал шлифовального станка, или с учетом этого шлифовать детали очень аккуратно, не касаясь пальцами шлифовальную головку. При шлифовании стекла обязательно используйте защитную маску для глаз! Держите рот плотно закрытым (или можно одеть защитную маску на нос и рот). Если вы чувствуете, что стекло все же попало на кожу лица, не волнуйтесь, после шлифования или всей работы рассмотрите себя в зеркало и легкими движениями смахните стеклянную пыль, не давя на кожу. Если вы почувствовали, что стеклянная пыль попала в глаза (а такое, к сожалению, бывает даже при использовании очков, если хотите себя полностью обезопасить, используйте очки, плотно прилегающие к коже) не паникуйте, стекло легко выводится из глаз в течении некоторого времени (часа-двух), самое главное постарайтесь не тереть глаза пальцами. Если по истечении нескольких часов вы чувствуете, что стекло еще в глазу, лучше показаться к врачу.

Шлифование стекол проводится для придания им более точной формы, для приданию кромке стекла плавности (после резки на кромке стекла могут остаться выбоины или, наоборот, кусочки не отколовшегося стекла) и для того, чтобы «подогнать» одно стекло к другому. При шлифовании стекло держим горизонтально и подносим его нужной кромкой к алмазному наконечнику шлифовального станка.

12. Подносим детали к шпинделю станка горизонтально. Лучше держать их двумя руками с разных сторон.

Плавно передвигаем стекло по горизонтали до получения ровной кромки. Сначала рекомендую просто сделать кромки стекла более плавными, потом уже «доводить их форму». После того как вы отшлифовали одну деталь, приложите к ней следующую (которая примыкает к ней по эскизу), так вы можете лучше понять, как надо «доводить форму» следующих деталей.

Для того, чтобы точнее обрабатывать деталь на шлифовальном станке, можно перманентным маркером помечать (на лицевой стороне) те части стекла, где необходимо убрать лишнее. Имейте в виду, что при шлифовании поверхность стекла становится влажной, после чего маркер на ней плохо пишет, рекомендую для избежания порчи маркера протирать иногда стекло сухой тряпочкой.

13. После предварительного шлифования прикладываем детали друг другу и смотрим, где еще надо подкорректировать форму. Отмечена часть стекла, которую надо убрать.

14. Шлифуем деталь с учетом наших пометок.

15. Все детали отшлифованы.

Когда вы отшлифовали кромку стекла, можно со стороны «изнанки» снять небольшую фаску. Для этого надо наклонить стекло (примерно на 45 градусов, это ж фаска, но на самом деле не так важно, как именно) и, приложив кромку к шпинделю станка, пройтись по всей детали. Только не снимайте слишком много стекла. Фаска поможет в дальнейшем, так медная фольга будет лучше держаться.

16. Снимаем фаску с «изнаночной» стороны детали. Держим стекло под углом.

Оборачивание деталей

После того, как каждое стеклышко отшлифовано и детали «подогнаны» друг к другу, рекомендуется сухой тряпкой тщательно протереть каждое стекло (и «лицо», и «изнанку», и кромки), дабы убрать с него всю пыль и воду. Пометки маркера тоже смываем. Если у вас в изделии много похожих деталей, то предварительно пронумеровав их на эскизе и, проставив соответствующие номера на стеклышках, вы облегчите себе жизнь при последующей их сборке. Тогда номера после шлифования логично не стирать.

Далее необходимо обернуть каждую деталь специальной медной клеящейся фольгой. Далее краткая инструкция, как легче оборачивать. Разматываем фольгу с лихвой, чтобы было удобно и хватило сразу на много деталей (пока не отклеиваем ее от бумажного слоя). Берем деталь в левую руку (для правшей), правой рукой (помогая и левой) снимаем с фольги часть бумажного слоя и накладываем ее (клеящей стороной к стеклу, разумеется) на кромку детали.

17. Начинаем оборачивать деталь фольгой, примяв ее пальцами в начале.

Выравниваем кусочек фольги (не нажимая на нее) таким образом, чтобы с двух сторон от кромки были небольшие (лучше равные) участки фольги. Выровняли, затем прижимаем плотно фольгу к кромке и заворачиваем боковые ее участки на «лицо» и изнанку. Затем также поступаем со следующей кромкой и так далее, постепенно наклеивая фольгу на всю деталь.

18. Оборачиваем деталь до конца, смотрим чтобы начало фольги совпадала с ее концом.

Сложности могут возникнуть, если с какой-то стороны деталь вогнутая. Лучше оставлять такие кромки под конец, когда остальная фольга уже хорошо держится. Приступая к стороне с вогнутой кромкой приклеивайте фольгу не сразу на всю эту сторону, а постепенно, прилаживая к ней фольгу потихоньку. Тогда у вас не получится такой ситуации, что фольги «мало» и, когда вы завернете ее пальцами, она порвется.

На последнем этапе оборачивания детали (когда вы приходите в точку начала) необходимо фольгу приложить таким образом, чтобы она ровно наложилась на начало. Совместили концы — отрезаем лишнее ножницами.

Если вы видите, что на «лице» или «изнанке» начало и конец фольги немного не совпадают, лучше сразу подрезать фольгу скальпелем, выровняв их. Это сделает вашу работу более аккуратной в итоге.

19. Вот тут начало и конец фольги плохо совпадают. Подрезаем лишнюю фольгу скальпелем.

Бывает, что фольга плохо клеится. Этому может быть несколько причин:

— стекло важное: снимите фольгу, вытрите его сухой тряпкой, наклейте фольгу заново;

— стекло жирное: протрите его тряпкой, смоченной спиртов;

— на стекле пыль после шлифования: протрите его сухой тряпкой;

— фольга откровенно плохая (когда фольга долго лежит на воздухе (не завернутая в пакет), или когда ее произвели в далеком прошлом, или когда она просто плохая в виду сбоев при ее производстве или иных причин): ищите еще фольгу, тут ничего не поделаешь, бывает и такое;

После того как фольга наклеена, необходимо пригладить ее специальным разглаживателем. Нужно нажимая на разглаживатель, пройтись по всем контурам детали с фольгой (по «лицу», по «изнанке», а также по боковой кромке). Бывает, что у детали острый угол и фольга в этом месте торчит, тогда его надо загнуть разглаживателем. Как именно, решайте по ситуации, как будет красивее в итоге.

Если у вас нет специально разглаживателя, не беда. Для этих целей подойдет пластиковый или деревянный стек для лепки пластилина, любой карандаш или фломастер (уже не так удобно, т.к. лучше использовать что-то с плоской поверхностью) или даже палочка от мороженого.

Если вам нужно приклеить фольгу на стеклянный кабошон, как в показанной работе, то делается это аналогичным образом, с поправкой лишь на то, что с учетом толщины кабошона, фольга не будет выходит на его верхнюю и нижнюю сторону. Советую сделать так, чтобы большая часть фольги была с нижней стороны и на боковой кромке.

20. Обернутый кабошон. Большая часть фольги располагается сбоку и с низу кабошона.

После того как все кусочки изделия обернуты, составляем их вместе, деталь вплотную к детали. Если вы ранее работали просто на столе, самое время выложить детали на доску для паяния. Удобнее делать это поверх эскиза. Чтобы детали не «разбежались» при дальнейших действиях, можно с краев «подбить» их маленькими гвоздиками (маленькими, потому что потом их легче вытащить, и они не так сильно мешают при работе). Гвозди прибивайте аккуратно, не ударяя по стеклу.

21. Приглаживаем фольгу.

22. Составляем детали нужным образом.

23. «Подбиваем» стекла маленькими гвоздиками по краям.

Пайка изделия

Включаем паяльник в розетку (можно это сделать перед обертыванием последних кусочков стекла) и ждем пока он нагреется. Паяльник должен располагаться на подставке, не касаясь никаких посторонних вещей. Чувствуете или видите, что что-то дымит, скорее всего паяльник чего-то касается. При первом использовании паяльника, он может дымить и пахнуть в связи с прогоранием смазывающих его жидкостей. Через некоторое время это должно пройти. Если начал дымить и пахнет паяльник уже «бывалый», то стоит задуматься о его работоспособности.

Ни к коем случае не прикасайтесь к жалу паяльника, держите его только за ручку (не стоит проверять опытным путем, нагрелся паяльник или нет).

Если сильно греется ручка паяльника, это говорит о его неисправности и его лучше не использовать.

Не касайтесь паяльником его проводов (они легко плавятся и оголяются). Если вы заметили, что провод паяльника в каком-то месте повреждены, то стоит принять меры. Если провод только оплавлен, ничего страшного, просто замотайте это место изолентой. Если провод оголен, то такой паяльник лучше не использовать сразу, а спросить, что делать у знающих людей.

Очень рекомендую вам паять в перчатках, халате и очках. Если горячий припой капнет вам на перчатки или халат, то вы успеете его оперативно смахнуть. Если защиты никакой нет, то есть шанс обжечься. Также очень неприятно попадание флюса на порезы и ссадины на руках. Если такое произошло или если вы обожглись паяльником незамедлительно (но не в спешке) отключите паяльник и промойте пострадавшее место проточной холодной водой. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.

Если возник вопрос, зачем очки, отвечаю: иногда при пайке после того как вы покрыли флюсом шов и наносите на него припой флюс начинает шипеть и «плеваться». При этом небольшое количество припоя может разлететься в необозначенном раннее направлении. Хорошо если в сторону, не очень, если на лицо.

Также необходимо паять в маске, защищающей нос и рот.Припой ПОС 61, который обычно используется при пайке витражей «тиффани» при нагревании выделяет вредные испарения (да и запах не особо приятный), так что лучше защитить своей дыхание, а после работы проветривать помещение.

Паять изделие следует постепенно. Наливаем немного флюса в небольшую емкость (крышечка от бутылки, например), макаем в нее кисть для флюса и касаемся кистью точек соединения кусочков витража.

24. Наносим флюс кисточкой на все швы, т.к. изделие маленькое и паять его быстро.

Набираем немного припоя на жало паяльника (просто касаясь нагретым паяльником припоя) и прикладываем его к этим точкам. Нам необходимо сделать так, чтобы все элементы были соединены друг с другом хотя бы немного.

25. Паяем сначала «узловые точки», которые не дадут частям изделия разъехаться.

После того как вы пропаяли «узловые точки», флюсом покрываем остальные швы и пропаиваем их. Удобно бывает паять правой рукой, а левой держать пруток припоя около шва, оперативно добавляя припой на паяльник (но смотрите, чтобы пруток был длинным, короткие быстро нагреваются). Сначала надо пропаять все швы, но делать их выпуклыми не стоит.

26. Паяем остальные швы.

После того как «лицо» (или «изнанка», смотря с чего вы начали) пропаяно, проходим по ней стальной ватой, счищая небольшие капельки припоя, копавшие на стекла или прилипшие к швам. Переворачиваем изделие и пропаиваем другую его сторону.

27. Вытаскиваем гвозди, переворачиваем изделие, покрываем швы флюсом и паяем их.

После того как завершилась «черновая пайка», необходимо придать вашим швам более аккуратный вид. Обычно на витражах припой на швах лежит «горочкой», т.е. он выпуклый. Для того, чтобы сделать эту «горочку», покрываем швы флюсом и добавляя еще припоя аккуратно проходим по всем швам.

Также надо не забыть про боковую кромку изделия. Ее тоже необходимо облудить. Если изделие достаточно большое, то расположив его в левой руке, покрываем боковую кромку (а также фольгу, загибающуюся с краю на «лицо» и «изнанку») флюсом и проходим паяльником с небольшим количеством припоя по боковой поверхности изделия.

28. Покрываем флюсом боковую поверхность изделия и покрываем ее припоем. Действуйте осторожно, т.к. тут можно легко обжечься.

Если необходимо припаять дополнительные элементы изделия (нимб для ангела, как в данном примере), предварительно подготовив его (скрутив проволоку и отрезав нужный кусок кусачками, а также окунув концы проволоки во флюс), припаиваем этот элемент небольшим количеством припоя к изделию.

29. Сложив проволоку пополам, скручиваем ее и кусачками откусываем косичку для нимба.

30. Покрыв флюсом места соединения нимба и ангела, припаиваем нимб небольшим количеством припоя.

Если для дальнейшего крепления изделия необходимо сделать какие-нибудь петельки колечки, выполняем их из проволоки с помощью узкогубцев, круглогубцев, кусачек и припаиваем их аналогичным способом. (При припаивании колечек и прочих дополнительных элементов, используйте пинцет или плоскогубцы для их удержания)

Если вы хотите, чтобы дополнительные элементы «не выделялись» из общей композиции, их тоже можно облудить, покрыв флюсом и припоем.

31. У ангела будут маленькие ножки и ручки. Из маленьких кусочков проволоки делаем элементы, показанные на рисунке. Макаем их во флюс, а затем покрываем их припоем. Там, где петелька добавляем больше припоя, чтобы образовалась небольшая капелька.

32. Припаиваем ножки и ручки.

После того как вы все пропаяли и облудили, просмотрите все изделие еще раз, нет ли нигде не пропаянных мест или не покрытой припоем фольги.

Не забудьте выключить паяльник после завершения работы.

Пройдитесь еще раз по швам и поверхностям изделия стальной ватой.

Нет стальной ваты — не беда, используйте наждачную бумагу (зернистостью 600-800) для «очистки» швов от прилипших кусочков припоя или хотя бы тряпкой.

Финишная обработка изделия

После того, как вы все пропаяли, необходимо промыть вашу работу под проточной водой (температура, как я понимаю, не особо важна, но я промываю холодной водой, или водой комнатной температуры). Эта промывка нужна, чтобы смыть оставшийся флюс.

Далее необходимо запатинировать изделие, чтобы придать швам красивый медный (если у вас медная патина, если нет, то другой, черный, например) цвет. Покрывать изделие патиной необходимо в резиновых (или латексных) перчатках, если патина попала на кожу, промойте ее холодной водой. Так как после патинирования, изделие необходимо промыть холодной проточной водой, это надо делать в ванне или раковине. Не рекомендуется использовать для этого эмалированную ванную, лучше этим заниматься в металлической раковине (если такая есть) или в технической ванной.

Для патинирования изделия необходимо отлить часть патины в небольшую емкость (небольшую банку, например) и макая туда кисть (или губку), прокрашивать потом швы. Чем больше раз вы «прокрашиваете» шов, тем сильнее патинируется припой. Не забудьте запатинировать «изнанку», боковые стороны изделия, а также дополнительные элементы из проволоки.

33. Сначала промываем ангела в проточной холодной воде, а затем кистью тщательно покрываем его патиной. Затем снова промываем проточной водой.

После того, как вы запатинировали изделие, промойте его в проточной воде, смыв патину (не трите изделия губкой или тряпкой, просто смойте проточной водой из крана, не включая его на максимум).

Медный купорос (и любая другая патина) — это вредное и даже опасное соединение, из-за этого используйте его с осторожностью: исключите попадание на кожу. Если он попал на какие-то другие предметы, промойте их. Если используете не техническую ванную, а мойку на кухне, после работы ополосните ее, а после промойте губкой с моющим средством.

Если у вас нет специальной витражной патины, не грустите – купите в магазинах для садоводства порошок медного купороса и разведите его в воде. Раствор должен быть насыщенно-синим. Такая патина дает в разных консистенциях медный или темно-медный цвет

Далее изделие необходимо просушить. Поставьте его куда-нибудь в уголок и отвлекитесь от работы.

34. Ставим ангела сушиться в компании других поделок, чтобы ему не было скучно.

Когда изделие высохло, возьмите небольшой (даже маленький) кусочек сухой чистой тряпки и налейте на нее немного антиоксиданта. Протрите этой тряпочкой все швы и боковую поверхность изделия, проволочные элементы. Антиоксидант необходим для того, чтобы швы не загрязнялись и сильно не окислялись. Если не в терпеж, можно убрать излишнее количество антиоксиданта с изделия обычной сухой салфеткой. А так можно его оставить в покое и через некоторое время антиоксидант высохнет сам. После применения антиоксиданта изделие не стоит мыть. Если стекло загрязнилось, протрите его сухой тряпкой.

Если вам необходимо приклеить к изделию основу для броши, например, или магнит, протрите ваткой или тряпочкой со спиртом ровно то место, где вы будете наносить клей и смело приклеивайте. Стеклянные изделия приклеиваются на эпоксидный клей, а лучше на силиконовый герметик.

35. Вот такой ангел у нас получился.

Вот и все, наш ангел готов. С изготовлением этого изделия, на самом деле, справится любой человек, первый раз пришедший на занятие по витражной технике «тиффани», оно не требует предварительных знаний и умений и под чутким руководством мастера у вас получится свой уникальный ангел.

Надеемся, данный мастер-класс оказался для вас интересным, а возможно, и полезным.

Ангел в технике Тиффани

Ангел в технике Тиффани – великолепное оформление витражного окна не только в таких священных местах, как храмы, соборы, церкви, монастыри и пр. Такой витраж может использоваться для украшения интерьера дома. И главным преимуществом в данном случае является прекрасная особенность техники Тиффани, позволяющая создавать «живые» и реалистичные композиции.

Изображение ангела олицетворяет духовность, служение Всевышнему и чистоту. Прежде всего, он является существом, посредством которого Бог являет свою волю. Также ангелы символизируют силу, энергию и красоту. В христианской иконографии обычно ангелы изображались в виде человеческой фигуры с крыльями, являясь вестниками богов, посланниками, носителями божественной воли, а также посредниками между духовным и материальным мирами.

Ангел в технике Тиффани – это чудесное витражное окно, выполненное в готическом стиле. Для его изготовления потребуется 148 фрагментов цветного стекла Spectrum, которые оборачиваются медной лентой, а затем соединяются между собой при помощи оловянно-свинцового припоя. При попадании на окно освещения, как дневного, так и искусственного, изображение ангела начинает светиться и переливаться разными всевозможными оттенками стеклянных фракций, создавая неописуемой красоты зрелище. Это в значительной мере преображает витраж и делает его еще красочнее и эффектнее. Образ ангела в буквальном смысле оживает и поражает своей реальностью, будто и в самом деле он сошел к нам с небес.

Срок изготовления витражного ангела в технике Тиффани составит не менее одной недели, при том, что сложность его исполнения относится к средней категории. На изделие предоставляется гарантия сроком на 12 лет, но при бережном уходе композиция прослужит намного дольше.

МК: Изготовление витражного украшения «Ангел» в технике «тиффани»

В этой статье мы рассмотрим пленочный витраж своими руками, каковы его особенности, преимущества и недостатки. Витражное ремесло развивается с давних времен и как только не усовершенствуют технику узорчатых цветных стекол. Существует уже очень много технологий и каждая из них имеет свое применение.

Во-первых, в строительной индустрии продолжает использоваться способ склеивания кусков различных цветных стекол с помощью спайки металлом. Эта технология неизменна в дизайнерском декорировании помещений. Но не всегда так было.

Витражи очень долгое время не пользовались в декоре жилищных помещений и применялись лишь в соборах и храмах, поэтому художники не сразу подняли руку на «святое». И только ближе к концу 19 века ремесла с творческим уклоном начали развиваться высокими оборотами, так как химическая промышленность дала новые краски, материалы и технологии. Многие ремесленники, в частности художник и позже знаменитый стекольный дизайнер Луи Комфор Тиффани, проявляли огромный интерес в экспериментах в создании художественных картин различными материалами на всевозможных немыслимых ранее поверхностях. Он создал метод витража, которым пользуются и сегодня, названным в его честь — витраж Тиффани.

Существуют специализированные мастерские, в которых делают изготовление витражей на заказ, хотя техника создания витража из кусков стекла доступна и на дому за наличием нужных материалов.

Работа требует профессионального инструментария – паяльная лампа, шлифовальное оборудование и алмазный стеклорез. Также в качестве расходного материала нужно запастись цветными стеклами, медной лентой, оловянной проволокой и кислотой для пайки.

По эскизу рисунка на стекло наносят разметки рисунка с помощью маркера и разрезают на куски, кусочки потом шлифуют и обволакивают все детали медью, затем собирают как мозаику на ровной поверхности и припаивают. Эта работа очень сложна для новичков, красивая работа может получиться не сразу.

Появились также специальные краски для заливного витража, которые имитируют цветную мозаику на стекле. Преимуществом является легкость в начинании. Достаточно снять стекло и начать рисовать. Краской можно создавать художественную роспись не хуже, чем на бумаге – играть цветами красок, смешивать несколько цветов, рисовать точками и тоненькими завитками. Но такие краски используют в мелких работах, так распределять их достаточно тяжело, они быстро сохнут и оставляют разводы. Поэтому для обширных деталей рисунка используются очень аккуратный вид витражного искусства с цветной самоклеющейся пленкой.

Такой вид витража требует покупки специальной полупрозрачной пленки для витража и алюминиевые или свинцовые полоски.

Простой урок

Пленочный витраж — также занятие не из легких и стоит недешево. Но относительно того, что это креативное искусство применяется в декоре, а также по сроку служения будет радовать ваш взор достаточно долго, стоит хоть один раз сделать себе красоту, например, на окно. Мастер-класс поможет быстро и просто сделать такую красоту.

Для работы нам понадобится стекло, канцелярский прочный нож, чтобы он смог порезать свинцовую проволоку и пленку, валик желательно резиновый, ножницы, свинцовая лента, эскиз рисунка, набор цветной пленки.

Сначала приготовим рисунок, его можно нарисовать самому, помните, что вам еще вырезать детали по нему, поэтому в мелких деталях лучше не увлекаться. Проще всего распечатать готовые традиционные витражные шаблоны. В конце статьи будут предоставлены некоторые примеры.

Теперь берем стекло, очищаем его от загрязнений микрофиброй и средство для мытья стекол с обеих сторон. Если под пленкой останется ворс или пятна, они могут испортить весь вид.

Наклеиваем по контуру рисунка свинцовую ленту, затем переворачиваем. Вырезаем из цветной ленты, с помощью нашего трафарета, кусочки пленки и наклеиваем с обратной стороны. Поверх нее снова обклеиваем лентой, получается своеобразный двусторонний витраж, как показано на фото.

Идеи для творчества

Разрезать пленку на детали мозаики можно несколькими способами. Если она прозрачная, подложить под нее рисунок и обвести карандашом или тонкой ручкой. Также для витража можно использовать некоторые добавки непрозрачной пленки, тогда эти детали вырезаются из рисунка как через трафареты, или переводятся через копировальную бумагу. Пленочным витражом также удобно заниматься с подсветкой снизу. В домашних условиях, стекло нужно поместить на рамку подставку на возвышенности, а под низ подставить лампу.

Видео по теме статьи

Витражи на стекле своими руками

Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.

Стили и техники

Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.

  1. Классический. Предполагает симметричный рисунок, цветочные мотивы или геометрический узор. Выполняется в тёплых, пастельных тонах. Уместен в классическом интерьере с чёткими линиями, добротной, тяжёлой мебелью.
  2. Готический. Это стиль католических храмов средневековой Европы. Полумрак, устремлённость вверх узких стрельчатых окон и высоких башен со шпилями, тёмно-красный, алый, золотой, зелёный, синий, фиолетовый цвета. В нём используются религиозные мотивы или сцены из жизни средневековых рыцарей, замки, подвиги, драконы, единороги. Готический витраж придаст пространству налёт тайны, сказочности. Именно во времена средневековья были созданы наиболее известные витражи, признанные шедеврами.

Витраж в готическом стиле — сказка и тайна в вашем доме

Модерн. Пожалуй, универсальный стиль для любого интерьера. Основные мотивы этого стиля — морские, идея — приоритет формы над содержанием. Этот стиль характеризуется плавными причудливыми линиями, так или иначе повторяющими форму морской волны, изящество, изысканность. Бледные, приглушённые цвета, полутона, сине-зелёная гамма. Модерн хорошо сочетается с современной техникой и прекрасно уживается с интерьером в стиле хай-тек.

Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере

Абстрактный. Предполагает геометрический рисунок и яркие, радостные цвета. Не конфликтует почти ни с одним интерьером, за исключением самого ортодоксального. Вносит в пространство особую эмоциональность. В абстрактном витраже важно соблюсти баланс между формой и цветом и тогда он никогда не надоест, заряжая оптимизмом и побуждая к творчеству.

Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест

  • Египетский. Неяркие картины в песочно-коричневой гамме. Рисунок воспроизводит египетские иероглифы, богов, фараонов и сцены из их жизни.
  • Античный. Картины напоминают античную мозаику с древнегреческими сюжетами. Характерно присутствие множества мелких деталей. Подходят для помещений в минималистическом стиле.

    Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением

    Византийский. Отличает использование не только цветного, но и прозрачного стекла, отчего изображение кажется висящим в воздухе. Такие витражи напоминают роспись по стеклу, подходят для помещений, наполненных светом.

    Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе

    Авангард. Сюжет рисунка может быть любой. Но благодаря современным техникам исполнения, ему придаётся ощущение объёма. Изображение получается многослойным, с трёхмерными деталями, на прозрачном или матовом стекле, глянцевым, сияющим. Такой витраж задаёт тон всему помещению и делает его ультрамодным.

    Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали

    Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.

    Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.

    Где разместить витраж в квартире

    1. Окна. Витраж придаст спальне ощущение уюта, а детской — сказочности. Витраж в окне можно использовать в качестве защиты от солнца, скрыть от посторонних глаз ванную, добавить праздничности и уюта на кухне.

    Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома

    Двери. Декорировать можно как полностью стеклянные двери, так и стеклянные вставки. Рисунок лучше выполнить в одной стилистике на всех дверях.

    Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике

    Фальш-окна. Такая стеклянная картина снабжается подсветкой и часто устанавливается в ванных комнатах или на лестничных площадках.

    Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение

    Потолочные светильники. Большие стеклянные плафоны или акриловые вставки в потолок придадут интерьеру оригинальность.

    Готический интерьер украсит потолочный витраж

    Витраж — удачное решение для зонирования помещения

    Мебельные фасады, стеклянные столешницы. Декорирование мебели витражом — хороший способ придать ей индивидуальность. Даже старая мебель, украшенная витражом, смотрится дорого и роскошно.

    Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни

    Несколько советов по выбору рисунка

    1. Как уже говорилось, сюжет рисунка должен соответствовать общей стилистике и атмосфере помещения.
    2. Тёмные тона и горизонтальные линии подходят для просторных комнат с высокими потолками, они визуально уменьшают пространство.

    Тёмные тона витража создают атмосферу таинственности, но зрительно уменьшают пространство

    Витраж на зеркале — хороший выбор для небольших помещений. Он создаст перспективу пространства и зрительно увеличит комнату.

    Витраж на зеркале создаст ощущение перспективы и расширит маленькое помещение

  • Изобилие ярких цветов и пёстрых изображений может со временем утомить. Учитывайте это при выборе орнамента.
  • Для спальни и детской лучше выбирать спокойные светлые тона, располагающие к отдыху.

    Для спальни лучше предпочесть спокойные тона

    Кухню уместно украсить пейзажем или натюрмортом, ванную — морским сюжетом.

    Для ванной подойдут сюжеты с рыбками

    Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.

    Виды техники

    1. Классическая или наборная. Самая сложная и древняя техника. Цветные стеклянные фрагменты вставляются в металлические рамки, собранные в рисунок и спаянные. Техника требует специального инструмента и навыков. Применяется для больших конструкций и только профессионалами.

    Витраж в классический технике незаменим для больших площадей

  • Английская или плёночная. Рисунок формируется на стекле из витражной самоклеящейся плёнки. Каждый фрагмент вырезается отдельно и приклеивается на место, определённое трафаретом. Наклеенные фрагменты обрамляются свинцовой лентой. При определённых навыках, такой витраж можно изготовить самостоятельно.
  • Фьюзинг. Витраж изготавливается без металлического обрамления путём спекания разноцветных фрагментов в монолитный рисунок. Дома изготовить такой витраж невозможно, требуется специальная печь с высокой температурой.

    Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции

    Тиффани. Эта техника сходна с классической. Из цветного стекла вырезаются фрагменты узора, окаймляются медной лентой. Готовые элементы собираются в узор и спаиваются между собой. Для начинающих такая техника сложна, но её вполне можно освоить и использовать дома.

    Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику

  • Пескоструйная. Заключается в обработке стекла по трафарету песком, подающимся под высоким давлением. Обработанные участки приобретают матовость, а рисунок — воздушность. В домашних условиях не применяется, требует специального оборудования.
  • Литая. Каждый элемент отливается или выдувается из стекла отдельно. После этого фрагменты собираются в картину при помощи армирования или строительных растворов. В домашних условиях не применяется.
  • Травление. Травлением плавиковой кислотой стекла создаются глубокие рельефные рисунки. Использование в домашних условиях этой сильной кислоты опасно для здоровья.
  • Расписной витраж. Узор копируется на стекло и обводится контуром. После высыхания контура пустоты раскрашивают витражными красками.

    В расписной технике можно создавать настоящие картины

    Контурная заливная. Как и при расписной технике, сначала готовится контур рисунка. После его высыхания пустоты заполняются красками толстым слоем. При необходимости краска разравнивается кисточкой или деревянной палочкой.

    Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили

    Видео: изготовление английского плёночного витража своими руками

    Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.

    Видео: витраж в технике Тиффани своими руками

    Что понадобится для изготовления витража

    Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.

    Краски

    Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.

    Акриловые краски

    В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.

    Акриловые краски продаются в баночках и тубах

    Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.

    Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома

    Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.

    Витражные краски

    Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.

    Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые

    Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.

    Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.

    Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.

    Самодельные краски

    Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.

    1. На основе нитролака. Используется НЦ-2141 или другой аналогичный. Нитролак разводится растворителем 647, в соотношении 1 к 0,4. Колеруется художественной масляной краской или строительным колером. Краситель добавляется понемногу до достижения нужной интенсивности цвета.
    2. На основе клея БФ-2. Клей разводят вдвое ацетоном, колеруют любым красителем на спиртовой основе. Это может быть паста для шариковой ручки или другая краска. Эмульсию размешивают в стеклянной посуде, пробуют на стекле. При необходимости добавляют краску до достижения необходимой интенсивности.
    3. На желатиновой основе. 5–6 гр желатина заваривают 200 мл горячей воды до консистенции клейстера и добавляют краситель для ткани. Рисунок из такой краски требует закрепления нитролаком.

    Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.

    Контур

    Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.

    Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка

    Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20—30 мл натуральной чёрной туши (лучшая — голландская), 30—40 гр серебрянки или бронзовой пудры.

    В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.

    Необходимые инструменты

    Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:

    • линейка;
    • карандаш;
    • маркер по стеклу;
    • кисточки;
    • деревянные палочки или зубочистки.

    И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.

    Трафарет для витража

    Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.

    Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.

    Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.

    Фотогалерея: образцы трафаретов для самостоятельного создания витража

    Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.

    Как увеличить рисунок
    1. Расчертите рисунок на клетки со стороной не более 1 см.
    2. Пронумеруйте получившуюся сетку по вертикали и горизонтали.
    3. Снимите размеры с витражного стекла.
    4. Перенесите размеры на бумагу.
    5. Разметьте лист по количеству клеток на рисунке.
    6. Начертите на листе сетку в соответствии с разметкой.
    7. Поклеточно перенесите изображение с открытки на бумагу в увеличенном масштабе.
    8. Готовый рисунок можно подкорректировать, изменить цвета.

    Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.

    Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.

    Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.

    Аппликация
    1. Перенесите размеры стекла на бумагу.
    2. Вырежьте фрагменты рисунка из журнала или плаката. Главное, чтобы они подходили по размеру.
    3. Расчертите линии фона, имитируя кусочки смальты.
    4. Схематично нанесите линии будущего рисунка, отметив места для вырезанных частей.
    5. Наклейте фрагменты.

    Трафарет можно создать методом аппликации

  • Подкорректируйте изображение, добавив деталей.
  • Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.

    Изготовление витража: пошаговая инструкция

    1. На подготовленный трафарет уложите стекло так, чтобы их края совпадали.
    2. Тщательно обезжирьте стекло спиртом, ацетоном или уксусом. Просушите поверхность сухой тряпкой без ворса.
    3. Перенесите контуры рисунка с трафарета на стекло специальным исчезающим маркером. Если у вас есть опыт в рисовании, линии можно наносить сразу контуром или контурной пастой.

    Нанесение контура требует аккуратности и точного глазомера

  • Дайте контуру просохнуть, иначе рисунок смажется.
  • Теперь осталось только заполнить пустоты рисунка красками. Делается это тонкой кисточкой или прямо из тюбика. Тюбики готовых красок снабжены удобным носиком.

    Краски на витраж наносятся кисточкой или при помощи насадки на тюбик

  • Краска наносится от краёв к центру. Не страшно, если во время работы краска попала на контур — подправьте её деревянной палочкой или зубочисткой. После высыхания специальные краски становятся прозрачными и контур проступит сквозь них.
  • Если рисунок предусматривает цветовые переходы, более светлые или тёмные тона наносятся после базовых. Их можно смешать или растушевать с основными при помощи зубочистки.
  • Образовавшиеся в процессе работы пузырьки также удаляют при помощи зубочистки.
  • Дайте готовой картине полностью просохнуть. Некоторые краски требуется дополнительно покрыть нитролаком, обратите на это внимание. Такая информация указывается на упаковке.
  • Остаётся только вставить витраж в раму.

    Витраж можно вставить в раму

    Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.

    Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой

    Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.

    Фотогалерея: несколько идей для размещения витражей в интерьере

    Создание витражей — занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.

    Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 48 лет. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    мастер класс как делать плёночные витражи с фото

    Изготовить витраж быстро и просто своими руками и с душой в домашних условиях классическим способом нелегкая задача, это трудоемкий процесс, требующий определенных навыков и наличия специального оборудования.

    Учимся делать витраж своими руками в домашних условиях

    Преимущество перед другими технологиями имеет английская технология:

    1. Скорость изготовления — 3 – 4 дня. Когда в классическом исполнении эта работа занимает несколько месяцев.
    2. При установке витража в оконный проем создает полную герметичность, так как выполняется на цельном стекле. Этого практически невозможно добиться при классическом выполнении витража, так как между фрагментами все равно остаются зазоры.
    3. Простота изготовления — даже новичок может освоить технологию с первой работы.

    Что такое английская технология изготовления витражей?

    Простота выполнения витражей по английской технологии заключается в том, что выполняется она из самоклеящейся цветной пленки, которая имитирует витражные стекла. Клеится пленочный узор только с одной стороны стекла, но на окне хорошо просматривается с обеих сторон. Стыки фрагментов заделываются самоклеящимися свинцовыми полосками. Наносят свинцовую ленту с обеих сторон, для обозначения контуров.

    Изготавливают пленочные витражи из качественного английского материала, который устойчив к повышенной влажности, перепаду температур и морозостоек. На поверхности стекла пленка держится очень крепко, что отличает витраж долговечностью своей службы — до десяти лет и более.

    Для точности выполнения узора вам понадобится стол с подсветкой.

    1. Вначале сделайте на бумаге рисунок во всю величину, перенесите узор на стекло и выложите контур свинцовой самоклеящейся лентой. Сделать это не сложно, наноситься она очень просто – сначала направьте ее по контурным линиям, прижимая пальцами к поверхности стекла, а затем разгладьте лопаткой.
    1. Затем переверните стекло, и начинайте наклеивать цветные фрагменты самоклеящейся пленки.
    2. Стыки пленок соедините свинцовой лентой. Контуры на стекле должны совпадать с обеих сторон.
    1. Все стыки свинцового контура следует запаять, с помощью паяльника и припоя. После этого можно обработать свинец специальным раствором, для придания ему черноватого оттенка.

    Что такое витражи Тиффани в работе новичка и опытного мастера

    Витражи Тиффани выполняются в другой технологии, которая намного сложнее английского витража. Изделие выполняется из отдельных фрагментов стекла, каждый из них оклеивают медной фольгой и спаивают с помощью припоя.

    Сделать витраж из бумаги несложный процесс, в основном это детское занятие:

    1. Возьмите готовый шаблон или сделайте эскиз сами. Обведите контур маркером широкой линией.
    2. Вырежьте ненужные фрагменты, оставляя только контур.
    3. Отрезайте кусочки цветной бумаги и приклеивайте их с обратной стороны рисунка. Лишнее сразу обрезайте.
    4. Когда все фрагменты рисунка будут заполнены, приклейте фоновый лист с обратной стороны работы. Посмотрите, как показано на фото.

    Как сделать заливной витраж своими руками? Это своеобразный процесс имитации витража, выполняется на целом листе стекла самостоятельно изготовленными красками. Следуйте пошаговой инструкции и у вас получиться замечательное украшение вашего интерьера.

    Рабочий стол должен хорошо освещаться и иметь строго горизонтальное положение, во избежание перетекания красок.

    1. Положите на стол большой лист бумаги, сверху на него положите рабочее стекло. Обведите контур стекла и уберите его в сторону.
    2. Перенесите эскиз на бумагу, хорошо обведите все контурные линии эскиза и снова положите наверх стекло.
    3. Теперь следует приготовить краски. Для этого налейте в баночку 100 мл клея ПВА и добавьте в него 40 мл черной гуаши и серебрянку. Хорошо размешайте.
    4. Прорисуйте все контурные линии полученной краской.
    5. Теперь приготовьте краску для заливки. Для этого налейте в баночки по 30 мл нитролака, для каждого цвета отдельно, и разведите его растворителем до жидкого состояния. В каждую посудину добавьте художественной краски — по одной горошине и тщательно размешайте. Если цвет получился не ярким, добавьте еще краски.
    6. Залейте фрагменты между контурами краской. Заливку делайте в 3 – 4 слоя, оставляя просыхать лак после каждой заливки на 10 – 15 минут.
    7. Готовый рисунок сверху покройте бесцветным лаком и оставьте сохнуть.
    8. Через 2 – 3 часа заливной витраж будет готов, можно ставить стекло на место.

    Сделать трафарет для витража совсем не сложно. Возьмите любой эскиз, прочертите черным фломастером все контурные линии. Вырежьте и удалите все фрагменты, которые нужно будет закрашивать. Трафарет готов. Если вам нужен трафарет многоразового действия, то перед вырезанием фрагментов, обклейте эскиз широким скотчем с двух сторон, затем также удалите ненужные фрагменты, многоразовый трафарет готов. После использования такого трафарета, необходимо очистить его от краски, протерев его ватным диском смоченным спиртом.

    Видео по теме статьи

    Витражные краски своими руками | Журнал Ярмарки Мастеров

    Мой мастер-класс о том, как очень просто и быстро сделать витражные краски своими руками, чтобы потом украсить окна получившимися «прилипайками» . Для этого нам понадобятся клей ПВА и пищевые красители.

    Наливаем в емкости клей ПВА, немного, 2 чайных ложек вполне хватит

    Добавляем туда несколько капель сухого или жидкого пищевого красителя, размешиваем

    Изготавливаем столько цветов, сколько нужно и можно рисовать кисточкой. Чем больше краски будет нанесено, тел лучше, плотнее получится картинка после высыхания. Чтобы готовые прилипайки было легче оторвать от основы, лучше вместо основы использовать пленку или файлик. Можно рисовать на файле просто так,

    а можно внутрь файла положить нужную картинку или раскраску и раскрашивать ее

    Нарисованные картинки оставляем полностью просохнуть на ночь

    Наутро аккуратно отклеиваем витражики от файла. Та сторона, что прилегала к файлу, будет гладкой и блестящей — этой стороной и нужно витраж прилепить к окну

    Прикладываем наши витражи к окну, аккуратно приглаживаем пальцами

    Пусть ребенок сам выбирает, где будут располагаться картинки

    При необходимости готовые картинки можно раскрасить фломастерами

    Вот и все! теперь любуемся результатом. Окно сразу стало таким веселым и нарядным!

    Это Ульянина картина — солнце, лужайка и бабочка

    Все прилипайки с легкостью отделяются от стекла, не оставляя следов

    Еще красивые витражи можно сделать, используя объемный контур (у меня для ткани, но можно любой). Технология та же, но таким образом можно изготовить более элегантные вещицы. Таким образом хорошо получаются праздничные надписи и снежинки

    Еще такой витраж может стать браслетиком! ��

    Вот и все! Надеюсь, этот мастер-класс вдохновит вас и ваших детей на украшение окна в детской комнате! ��

    Витражи своими руками

    Имеется несколько нетрудных приемов для изготовления витражных стекол в домашних условиях.

    Настоящие витражные стекла стоят недешево, и изготавливают их опытные мастера. Есть несколько несложных методик изготовления витражей в домашних условиях. Оконный проем или дверь с витражным стеклом придадут аутентичный колорит помещению. Витражи смотрятся дорого и, наконец, это просто красиво.

    Имеется несколько нетрудных приемов для изготовления витражных стекол в домашних условиях. Они не потребуют от вас необычного умения или больших денежных затрат. На ватман или кальку наносится карандашный эскиз понравившегося витража. Это, возможно, будут: силуэты животных, геометрический узор, экзотические птицы или цветочный орнамент. Фрагменты эскиза помечаются нужным тоном колера.

    Виды технологий для изготовления витражей

    Витражные стекла могут применяться в декоре самых различных предметов интерьера. Стекла можно вставить в оконные рамы, двери, обустроить потолки, использовать в качестве перегородочной ширмы или фартука на кухне. Иногда декорируются витражным обрамлением зеркала.

    Для создания заливного витража потребуется палитра полупрозрачных и объемных красок, маркеры для разметки и эскизы рисунка на кальке. После завершения работ наливной витраж можно закрепить прозрачным лаком. После термообработки витраж делается влагоустойчивым.

    Витраж «Тиффани» изготовить немного сложнее. Из материалов понадобится набор цветного стекла и витражная фольга. Если есть навык в порезке стекла и работе с паяльником, то изготовить витраж «Тиффани» не составит труда.

    Пленочный витраж сделать проще всего. Разноцветная полупрозрачная самоклеящаяся пленка раскраивается по эскизам и наклеивается на стекло. Работы можно производить даже по вертикальной плоскости, не демонтируя стекло. Выбор цветных самоклеящихся пленок в строительных магазинах очень большой.

    Работа по изготовлению любого типа витражного стекла не терпит спешки, требует внимания и скрупулезности.

    Изготовление заливных витражей

    На горизонтально установленный стол кладется эскиз витражного рисунка в масштабе 1:1. Поверх эскиза укладывается очищенное от грязи и обезжиренное стекло. По контурным линиям рисунка наносится рельефная краска. Тюбики такой краски комплектуются насадками разного диаметра, а в цветовой гамме присутствуют тона, аналогичные цветам металлов. Рельефная краска накладывается по контуру равномерными валиками, и после высыхания она образует бортик высотой 3–4 мм.

    Контурную окантовку можно сделать из особой витражной ленты. Это свинцовая полоска на самоклеящейся основе металлизированных расцветок. Лента бывает естественного свинцового цвета или имитирующая медь, бронзу, позолоту и т. д. Ширина ленты имеет разные размеры.

    Иногда кантик делается из алюминиевой проволоки от 2 мм толщиной. Проволока расплющивается молотком, изгибается по контурному рисунку эскиза, промазывается густым ПВА клеем и плотно прижимается к стеклу.

    Краски для витражного рисунка применяются акриловые, разводимые водой, или готовится цветной лак. Для цветного лака в чистые пластиковые баночки набирается немного прозрачного нитролака и разбавляется растворителем до жидкой консистенции. Прибавляется немного масляной художественной краски и размешивается. Цветной лак заливается в свободные проемы витражного узора согласно отмеченной разметке и оставляется сохнуть в горизонтальном положении. Тон и толщина слоя цветного лака подбирается в зависимости от нужной светопроницаемости витражного стекла.

    Анилиновые или акриловые краски разводятся водой с добавлением ПВА эмульсии. Краска наносится мазками, от контура фрагмента к середине. После высыхания первого слоя и коррекции насыщенности красок производится окончательная заливка витражных фрагментов.

    Витраж покрывается прозрачным лаком, а при установке в раму используется резиновый уплотнитель.

    Технология для витражей «Тиффани»

    Готовится два наброска витражного рисунка. Фрагменты на них нумеруются и обозначаются цветом. Один из эскизов разрезается по контурным линиям на фрагменты. Вырезанные элементы послужат лекалом для резки цветного стекла.

    В магазинах технических принадлежностей или в художественных салонах продаются наборы цветного стекла для витражей «Тиффани». Они имеют разную толщину, фактуру и густоту цвета. Желательно приобретать стекло однородного качества и обязательно одинаковой толщины. Там же приобретается окантовочная медная фольга — фолия. Фолия — полоса из медной фольги с односторонней клеящейся поверхностью. В зависимости от выбранного вида патины, приобретается черная или медная фолия.

    Вырезанные из бумаги фрагменты эскиза витража приклеивают на цветные стекла. По ним стеклорезом выкраиваются элементы рисунка. С помощью шлифовальной машинки деталь подгоняется по размеру и снимается фаска. Стеклянные элементы обезжириваются и промокаются насухо салфеткой. Каждый фрагмент оборачивается фолией.

    На лист толстой фанеры кладется второй целый набросок витража. На него, начиная от угла, выкладываются элементы витражного стекла. По внешнему периметру витраж фиксируется планками или багетными рейками. Выложенные несколько элементов подбиваются гвоздями и пропаиваются.

    Швы обрабатываются флюсом, и оловянный припой равномерно распределяется по ним раскаленным паяльником. Деревянные рейки по периметру убираются и витраж окантовывается П-образным каркасным профилем. Места прикосновения профиля и швов для прочности прихватываются пайкой.

    Полностью пропаянный витраж «Тиффани» вскрывается по швам патиной. Раствор патины наносится губкой. Витражное стекло моется средством для мойки стекол и устанавливается в раму.

    Простейшие пленочные витражи

    Для изготовления витражного стекла из самоклеящейся пленки вам потребуется:

    • набор полупрозрачной разноцветной пленки на клейкой основе;
    • свинцовая витражная лента;
    • ножницы;
    • канцелярский нож;
    • эскиз;
    • маркер.

    Работы можно производить даже в вертикальном положении стекла. Со стекла удаляется грязь и протирается обезжиривающим растворителем. В соответствии с узором из пленки разного цвета вырезаются фрагменты витража. К противоположной стороне стекла на двусторонний скотч приклеивается эскизный рисунок витража.

    По линиям, видимым сквозь стекло, клеится рельефный бортик из свинцовой гибкой ленты. Стыки контурного бортика можно пропаять. В свободные проемы наклеиваются цветные кусочки пленки. Пленка прикладывается в центральной части фрагмента и приглаживается к бортикам контура. Излишки пленки подрезаются острым канцелярским ножом. Возникшие при наклейке пленки воздушные пазухи прокалываются иголкой и разглаживаются пальцами.

    Заключение

    Произведенные в домашних условиях стекла витражей трудно отличить от заводских. При работе проявите внимание и терпение. Витражные стекла для окон советует располагать на южной стороне дома. В этом случае они красивее смотрятся на просвет и «крадут» мало солнечного света. опубликовано econet.ru

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

    Витражи из бумаги +мини МК

    Увидела в продаже книгу Н. В. Дубровской «Витражи из цветной бумаги», влюбилась и во что бы то ни стало решила научить детей делать эту прелесть!

    Начало работы на уроке ИЗО. На черный картон дети нанесли рисунок, утолщили линии, нарисовали «стяжки» и сделали прорези. Рисунки выбирали сами по мере своих возможностей: кто попроще, кто посложнее.

    Начинаем заполнять пространство кто чем: цветной и обычной калькой, гофрированной бумагой, обычными салфетками. Можно и другими прозрачными материалами, но они плохо клеются. А мне же надо, чтобы успели за урок!

    Заполняем потихоньку. Работа кропотливая. салфетки капризные, рвутся.

    Ну и родились наши витражи. Мы их на окна класса приспособили.

    Мой образец. Думаю детские работы ничем не отличаются от него.

    Ну и маленький МК, кому может пригодится. Не комментирую, и так думаю понятно.

    Добавила еще 2 работы 1.02. Девочки доделывали дома.