МК Заключительная часть работы над моделью из воска (18+)

Мастер-класс по изготовлению мастер-модели из литейного воска. Часть вторая. Литьё

Продолжаю свой рассказ о кошке, которая родилась из воска, повзрослела в бронзе, а вершину своей карьеры достигнет, став хрустальной стопкой 🙂

Загогулина на голове (вы будете смеяться) это хвост 🙂 Просто так будет удобнее делать резиновую
прессформу в будущем.

1. На резиновую *заглушку* от опоки устанавливаем восковый *блин*, на который, с помощью термошпателя, начинаем припаивать мои восковые модельки,
кошку в том числе:

Обычная восковая «ёлка»выглядит иначе, примерно так :

(под каждый новый год все литейные мастерские завалены заказами на *символ года*. В этом году — змеи.)

бррр..
Но в данном случае, когда модели все разные, удобнее и экономичнее сделать по другому :

Данный способ «на блине» является ноу-хау моего товарища, опытного литейщика, который разрешил мне рассказать об этом. Кстати, всё, что вы видите здесь — это его труд, я выступаю лишь в качестве фотокорреспондента.
—————————————————————————————————————————————————-
2. Взвешиваем блин с моделями, чтобы знать, сколько понадобится загружать металла для заливки конкретно
этой опоки :

б) В мерную колбу набираем необходимое количество дистиллированной воды и выливаем в емкость из
мягкого пластика :

—————————————————————————————————————————————————-
5. Высыпаем отмеренное количество гипса в воду (гипс в воду, не наоборот. ) и, с помощью строительного
миксера, размешиваем до получения однородной массы, по густоте схожей с ряженкой, например..)) :

6. Размешанный раствор гипса помещаем на вакуумную установку, где, под мощным воздействием
«выжатого» воздуха, густая и тяжёлая формомасса начнёт *кипеть*, выдавливая из себя все воздушные
пузыри. Важнейший этап в подготовке к литью!! Вакуумирование, произведённое ненадлежащим
образом, обязательно приведёт к браку, во многоих случаях необратимому.
Итак :

—————————————————————————————————————————————————-
7. Теперь, сняв с вакуума пластиковый таз с гипсом, устанавливаем на его место готовые к заливке гипса
опоки. Разливаем гипс по опокам и, в свою очередь, вакуумируем опоки, заполненные гипсом. Это занимает
около 2х минут :

8. Далее — ждём около полутора-двух часов, пока гипс не схватится. Ну а пока что можно отвесить
необходимое кол-во бронзового прутка квадратного сечения :

Синие пятна — это, так сказать, начало восковых «ёлок», основной литник, по которому расплавленный
металл заполнит, после прокаливания опок, место «потерявшегося» воска.

То есть, под воздействием цикла
температур, воск вытечет из форм(опок), оставив после себя пустые полости, точно повторяющие восковки.

10. А чтобы воск «покинул» опоки — существует так называемая прокалочная, она же муфельная печь.
Загружаем в неё наши опоки, закрываем, и включаем подходящий температурный режим :

И снова ждём. Теперь уже гораздо дольше, часов 12 — 15. Именно столько времени занимает процесс
первичного *вытапливания* воска из форм и окончательного их (форм) прокаливания. То есть, весь процесс, от
пайки ёлок до получения отливок занимает почти что сутки. Технология, никуда не денешься..

На следующий день всё готово к, собственно, самому литью.Наши опоки прокалились и готовы для заливки.

Процесс насколько интересный, настолько и не
красочный. Мы не увидим струящегося, огненного, жидкого металла. Всё действо произойдёт внутри этой
литейной машины :

В верхнюю часть литейной машины загружаем металл :

12. Через пару-тройку минут металл расплавлен. Нажатием кнопки придаём вакуумное усилие литейной

машине, и расплавленный металл из тигеля плотно заполняет нашу форму. Финита ля комедия!.))

Достаём заполненную опоку из лит. машины. Тёмный блин посередине формы — это застывшая часть

*лишнего* металла. А что внутри — увидим совсем скоро..

13. После 10 мин. остывания на воздухе, полностью охлаждаем опоку под водой :

14. Теперь нужно просто выбить охлаждённый гипс с отливкой из опоки. Делается это простым молотком :

15. Затем бесформенный кусок влажного гипсового *теста* промываем под мощной(как на автомойках)

16. И вот, что мы имеем :

17. Отпиливаем отливки от «блина» :

Вы присутствовали при процессе литья по выплавляемым моделям вакуумным способом.

Надеюсь, что мне удалось описать этот сложнейший процесс максимально ясно.

Закончена вторая часть МК. Если не надоел — в третьей серии покажу способ изготовления резиновой

прессформы и окончательное изготовление хрустальной стопки с этим кошаком.

Изготовление модели батискафа по развертке

Эта модель выполняется из набора “Умная бумага”, что упрощает работу руководителя в подготовке оборудования, не требуется ни ножниц, ни клея. Позволяет приобщить детей малообеспеченных семей и сирот. Но требует детальной подготовки педагога к занятию. Перед началом практической работы повторите с детьми правила техники безопасности. Сказочная форма работы позволяет заинтересовать детей и стимулировать к действию. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, необходимо демонстрировать образец модели. Разработка рассчитана на детей 7–9 лет.

Образовательные:

  • учить детей делать модели технических объектов по развертке;
  • учить работе с графическим рисунком и по схематическому изображению объекта техники;

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать взаимопонимание и взаимовыручку.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • формировать творческое воображение;
  • Тип занятия: нетрадиционный.

    Вид занятия: нестандартное занятие- путешествие.

    Оборудование: инструкционная карта, образец модели, схематическое изображение технического объекта; развертка модели.

    1. Вводная часть.

    1.1. Организационный момент.

    • Эмоциональный настрой ребят. Проверка готовности к занятиям.
    • Сообщение темы и целей работы.

    2. Основная часть.

    2.1. Вступительная беседа.

    Руководитель: (показывает рисунок подводного царства) дети, что вы видите на рисунке? Где приходилось вам видеть такую фауну? Вот сегодня мы отправляемся в далекое путешествие: подводное царство. А путешествовать с нами будет обитатель царства дельфин (вешаю на доску мягкую игрушку дельфина).

    Заметили ли вы, что дельфин принес на хвосте нам извещение? Давайте его прочитаем.

    Воспитанник: (читает) Дети, за свою жизнь я повидал много разных гостей в подводном царстве. Приглашаю и вас в путешествие. Сказочные приключения встретились на моем жизненном пути, но вот какое событие случилось однажды. Представьте себе, я как-то повстречался с удивительным существом. Оно было железное и приветливое. Знакомство произошло в интересной игре. Мы изучали друг друга, забавлялись и соревновались. Это удивительное существо называлось “Батискафом”,оно изучало подводное царство. Очевидно, оно было ученым. Желаю и вам приятного знакомства с ним.

    Руководитель: Ребята, действительно дельфин познакомился с техническим объектом “Батискаф” (демонстрация модели). Это глубоководный аппарат, предназначенный для исследовательских и поисковых работ. Батискаф снабжен аппаратурой для наблюдения под водой, он может выдерживать огромное давление воды и передвигаться на глубине несколько сотен метров.

    Через специальную шахту экипаж батискафа попадает из рубки в обитаемый отсек – стальную сферу с иллюминаторами. При погружении легкий корпус батискафа заполняется водой. В кормовой части корпуса расположены ходовые винты, сообщающие аппарату поступательное движение. Гребные винты, расположенные в носовой и кормовой частях, необходимы для маневрирования на глубине. В корпусе содержится запас сжатого воздуха, необходимого для всплытия батискафа.

    Сегодня мы изготовим модель батискафа “Кальмар”. Для выполнения работы над моделью нам не потребуются ни ножницы, ни клей. Все детали соединяются при помощи клапанов и прорезей, образуя прочную конструкцию.

    2.2. Работа с инструкционной картой: внимательно изучите инструкцию, прежде чем приступать к работе над моделью. Для наглядности инструкция снабжена рисунками, на которых лицевая сторона картона изображена белым, а изнаночная — серым цветом. Серые стрелки показывают, какие операции нужно выполнять в первую очередь, а какие – во вторую.

    Обратите внимание: на каждой детали есть тонкие канавки- углубления, это линии бига или биговки. По этим линиям детали сгибаются, чтоб соединиться друг с другом. В некоторых деталях сделаны прорези и надрезы, которые, желательно, сначала “пройти” острым карандашом или зубочисткой – тогда у вас не возникнет затруднений при соединении деталей.

    2.3. Планирование этапов работы и последовательное их выполнение по инструкционной карте.

    1. Рассматривание схемы частей модели:

    а) — прожектор; e) – ходовой винт в насадке; i ) – блок управления;
    b) –двигатель погружения; f) – канал винта погружения; k) – аккумуляторы;
    c) – аварийный буй; g) – сонар; l) – балласт;
    d) – баллоны сжатого воздуха; h) – обитаемый отсек; m) – манипулятор;

    2. Нахождение на схеме деталей и их номеров:

    1 –корпус 8 – рубка 15 — манипулятор
    2 –носовая оконечность 9 –крыша рубки 16 – штанга
    3 –кормовая оконечность 10 – гребные винты погружения 17 — балка
    4 –обитаемый отсек 11 – обтекатели каналов 18 — ось
    5 –кожух 12 – кожухи ходовых винтов 19- телекамера
    6 –кормовой канал 13 – насадки и оси винтов
    7 –носовой канал 14 – ходовые винты

    3. Заключительная часть.

    3.1. Инструктаж по технике безопасности;

    3.2. Практическая работа:

    Согните по линиям бига детали 1 и 2, причем боковым деталям 1 придайте округлую форму. Боковые язычки детали 2 вставьте в прорези на коротких клапанах детали 1, а поперечный клапан дет.2- в промежуток между клапанами дет.1.

    Затем язычки дет.1 заправьте за боковую плоскость дет.1, а язычки дет.1 – за наклонную плоскость дет.2 между язычками. Отогнув вниз часть корпуса с круглым отверстием, введите ее язычки в прорези на верхних клапанах дет.2.

    Далее к корпусу нужно присоединить кормовую оконечность – дет.3. Г-образные язычки дет.3 введите в указанные на рисунке прорези клапанов дет.1 и защелкните их. Наклонную плоскость дет.3 с отверстием присоедините к кормовой части корпуса. Язычок отогнутой треугольной плоскости дет.1 вставьте в прорезь на клапане дет.3, а ее боковые клапаны заправьте за боковины дет.3.

    Подготовьте к сборке обитаемый объект, защелкнув под иллюминаторами замочки прорезь в прорезь.

    Подготовьте к сборке обитаемый отсек, защелкнув под иллюминаторами замочки прорезь в прорезь.

    Присоедините отсек к нижней части корпуса: боковые язычки дет.4 вставьте в оставшиеся свободными прорези на клапанах дет.1. Центральный выступ дет.4 вставьте в прорезь на нижней поверхности дет.2, а язычки дет.3 введите в прорези на клапанах дет.4.

    Установив дет.4, зафиксируйте ее снизу, вставив язычки дет.3 в прорези нижних клапанов дет.4

    Сверните в трубу дет.6 и 7 лицевой стороной внутрь, предварительно отогнув наружу серпообразные плоскости на нижних концах деталей. Зафиксируйте соединения, защелкнув клапаны в прорезях.

    Соберите рубку, вставив язычки дет.9 в прорези на клапанах дет.8.

    Сверните в кольцо дет.11, защелкнув язычок в прорезь.

    Собранную рубку (дет.8 и 9) установите на корпус батискафа, вставив язычки в прорези на верхней плоскости дет.1

    Принявшую цилиндрическую форму дет.6 проденьте насквозь через круглое отверстие в дет.3, а дет.7 – через отверстие в дет.2. Поверните дет.6 7 таким образом, чтобы их серпообразные торцевые части были плотно притерты к нижним скошенным плоскостям дет.3 и 2. Сверху на дет.6 и 7 наденьте дет.10, вставив плоскости винтов между зубцами каналов.

    Две дет.11 установите поверх винтов, вставив язычки дет.11 в соответствующие прорези по сторонам круглых отверстий.

    Округло согнув дет.12 и отогнув ее торцевую плоскость, зафиксируйте ее, вставив язычок в прорезь.

    Сверните в плотную трубочку часть дет.13 и отогните ее по линии бига. Свернув в кольцо длинную часть дет. ,зафиксируйте ее, защелкнув перемычку в прорезь. На короткий конец трубочки наденьте дет.14.

    Соедините дет.12 и 13, вставив длинный конец трубочки в круглое отверстие на дет.12.

    Установите двигатели (собранные вместе дет.12,13 и 14) на корпус батискафа, вставив клапаны дет.12 в прорези на бортах дет.1.

    Согните и зафиксируйте (язычок – в прорезь) дет.15.

    Вставьте выступающий язычок дет.15 в длинную прорезьдет.16 и аналогично зафиксируйте.

    Сверните в трубочку и так же зафиксируйте дет.17.

    Вставьте конец дет.17 между полукруглыми торцами дет.16 и соедините их между собой свернутой в трубочкудет.18, продев ее насквозь через все отверстия.

    Сверните большую плоскость дет.19 в трубку и зафиксируйте ее, отогнув малые боковые плоскости и вставьте клапаны в прорези.

    Закройте торцы трубки дет.19 в трубу и зафиксируйте ее, отогнув малые боковые плоскости и вставив язычки на круглых клапанах в прямоугольные выемки.

    Установите на батискаф манипулятор (собранные вместе дет.15,16 и 17), продев дет.17 насквозь через боковые круглые отверстия дет.4.

    С другой стороны на дет.17 наденьте дет.19(телекамеру), вставив язычки дет.17 в полукруглые прорези на дет.19

    3.3. Индивидуальная работа с детьми.

    3.4. Текущий инструктаж.

    3.5. Организация выставки выполненных работ.

    4. Подведение итогов:

    Распиливание моделей Обработка штампиков Моделирование каркасов из воска

    — Ребята, вот и готова модель, вы успешно справились с заданием. Ваша работа очень понравилась гостью нашего занятия, дельфину. Скажите, что вам помогало в работе? С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над моделью? Заинтересовало ли вас путешествие в подводное царство? Руководитель благодарит детей за занятие.

    • Инструкция 1.
    • Инструкция 2.

    Методические разработки практических занятий к программе обучения студентов по специальности Стоматологи, дисциплина Стоматология, разделы «Пропедевтика» и «Материаловедение» (стр. 7 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7

    1. Классификация, состав и свойства сплавов металлов для изготовления штампованных коронок.

    2. Виды сплавов металлов для изготовления литых коронок, состав и свойства.

    3. Виды пластмасс для изготовления искусственных коронок, состав и свойства.

    4. Виды, свойства, применение стоматологической керамики.

    Тестовый контроль

    Выберите один правильный ответ

    1. Основу КХС составляет

    2. Укажите содержание хрома в сплаве 1Х18Н9Т (в %)

    Ювелирное литьё. Часть 5: Изготовление восковки кольца

    3. Температура плавления нержавеющей стали

    4. ДОЛЯ КВАРЦА В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЕРАМИКЕ

    5. ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ СПЛАВОВ ТИТАНА

    Самостоятельная работа

    1. Написать конспект: Свойства и применение конструкционных материалов для изготовления коронок.

    1. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 .Режим доступа: http://www. *****

    2. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа:http://www. *****

    1. , Курбанов и технологии в ортопедической стоматологии [Электронный ресурс]: Учебник. — 2-е изд. – ОАО «Издательство «Медицина», 2008. — Режим доступа: http://www. *****

    Восковки из инжекционного воска. Из двух делаем одну.

    2. , Усевич в стоматологии: справочник,– Ростов н/Д.: Феникс, 2002 .

    3. Жулев в ортопедической стоматологии. Н.Новгород, 2000.

    4. , Зубопротезная техника : учебник — М. :Триада-Х, 2003 .

    5. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение./ , , Мишнев редакцией — СПб, СпецЛит, 2003.

    Занятие № 17.

    «Пропедевтика» Тема №15. Вкладки, виды, ИРОПЗ. Методы изготовления вкладок. Препарирование кариозных полостей и моделирования вкладок (I V классов).

    Цель занятия

    1. Изучить виды и клинико-лабораторные этапы изготовления вкладок.

    1. Научиться препарировать полости (I — V кл.) под вкладки.

    2. Научиться моделировать вкладку прямым способом.

    Схема ориентировочной основы действия

    при препарировании кариозных полостей под вкладки.

    Компоненты действия

    Средства действия

    Критерии самоконтроля

    1.Определить направление выведения вкладки из полости.

    Вкладка будет выводиться в одном направлении.

    2. Сформировать полость 1 класса под вкладку.

    Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

    Полость имеет ящикообразную ассиметричную форму, с прямыми углами, плоским дном, стенки параллельны друг другу.

    По краю полости на уровне эмали фальц на 1/3 толщины эмали

    3. Сформировать полость 2 класса под вкладку.

    Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

    Создана дополнительная площадка на окклюзионной поверхности. Переход дна основной полости к дну дополнительной сделан в виде ступеньки с прямыми углами. На окклюзионной поверхности – фальц.

    4. Сформировать полость 3 класса под вкладку.

    Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

    Основная полость соответствует требованиям формирования полости под вкладку. Дополнительная площадка сформирована на язычной поверхности.

    5. Сформировать полость 4 класса под вкладку.

    Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

    Созданы ретенционные пункты в виде пазов и углублений для штифтов.

    6. Сформировать полость 5 класса под вкладку.

    Фиссурные, шаровидные твердосплавные и алмазные боры.

    Сформирована ассиметричная полость с выпуклым дном.

    Схема ориентировочной основы действия

    при моделировании вкладки прямым способом

    Компоненты действия

    Ювелирное литье. Часть 2: Резцы для воска

    Средства действия, методика работы

    самоконтроля

    1. Разогреть моделировочный воск

    При t 60 гр. — 70 гр. в горячей воде или над пламенем горелки до пластичной консистенции.

    При более высокой t возрастает степень усадки воска и прилипаемость.

    2. Смоделировать восковую репродукцию вкладки.

    Размягченный воск с усилием ввести в полость. Удалить излишки воска моделировочным шпателем. Сомкнуть зубы в положении центральной окклюзии.

    Вкладка восстанавливает анатомическую форму зуба, имеет плотный контакт с антагонистами.

    3. Вывести восковую модель вкладки.

    Конец штифта из кламмерной проволоки разогреть над пламенем горелки и ввести в участок наибольшей толщины вкладки. Дать остыть и вывести вкладку.

    Вкладка свободно выводится в одном направлении

    Контрольные вопросы

    4. Изготовление слепка с восковкой модели

    1. Вкладки, определение, классификации, ИРОПЗ.

    2. Принципы формирования полостей для вкладок.

    3. Прямой метод изготовления вкладок.

    4. Непрямой метод изготовления вкладок.

    Тестовый контроль

    Выберите один правильный ответ

    1. Сколько классов в классификации полостей для вкладок по Блэку

    2. Почему полость для металлической вкладки делается с фальцем

    1) с целью увеличения прочности вкладки

    2) с целью избежать вторичного кариеса

    3) с целью улучшить эстетический вид

    3. При каком способе изготовления вкладки моделировка ее воском

    полностью поручается зубному технику

    2) при косвенном

    3) при комбинированном

    4. ПУТЬ ВЫВЕДЕНИЯ ИЗ ПОЛОСТИ ВОСКОВОЙ ВКЛАДКИ И ВВЕДЕНИЕ ГОТОВОЙ

    1) до формирования полости.

    2) в процессе препарирования.

    3) после препарирования.

    5. МОДЕЛИРОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВКЛАДОК

    2) бесцветный воск

    3) базисный воск

    Самостоятельная работа

    1. Нарисовать варианты полостей под вкладки 1-5 классов.

    2. Написать схему этапов изготовления вкладок прямым и косвенным методами.

    1. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа: http://www. *****

    2. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 .Режим доступа: http://www. *****

    1. , Зубопротезная техника : учебник — М. : Триада-Х, 2003 .

    2. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса : учебник для мед. вузов / , , ;под ред. . — 2-е изд., испр. и доп. . — СПб. : СпецЛит, 2003 .

    3. М Пропедевтическая стоматология.. М., 2004.

    4. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пос. под

    ред. . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.- Режим доступа:

    5. Практические занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний:Учебно-

    методическое пособие./ , , и др.- Волгоград:Изд-во

    6.Фантомный курс ортопедической стоматологии: учебное пособие под редакцией

    , Н. Новгород, 2003 г.

    Занятие № 18.

    «Материаловедение» Тема № 5. Основные восстановительные материалы для вкладок (сплавы, цельнолитая керамика). Вспомогательные фиксирующие материалы для несъемных протезов.

    Цель занятия:

    1. Изучить свойства и применение материалов для изготовления и фиксации вкладок.

    1. Изучить свойства восстановительных материалов для вкладок. Изучить свойства фиксирующих материалов.

    2. Изучить свойства и технологию работы с фиксирующими материалами для вкладок.

    Схема ориентировочной основы действия при работе

    с фиксирующими материалами.

    Средства действия, методика работы

    #СекретыЮвелира #ЮвелирсНуля #УрокиЮвелира Начинающим ювелирам.Резьба по воску. Часовой браслет .

    Критерии самоконтроля

    Порошок добавляется к жидкости (1 мерник порошка и 2капли жидкости) небольшими порциями до гомогенной жидкотекучей массы на гладкой стороне стеклянной пластинки. Рабочее время 5-14 мин, время затвердевания 5-10 мин. Для фиксации металлических вкладок, штампованных коронок. пластмассовых коронок, штифтовых конструкций.

    Высокая прочность на разрыв

    Толщина цементной пленки 25 мкм Усадка со временем (более0,5% объема)

    Раздражающее действие на пульпу Экзотермическая реакция при твердении

    (Карбоко, Адгезор карбофайн)

    #СекретыЮвелира #ЮвелирсНуля #УрокиЮвелира Начинающим ювелирам. Обмен опытом.Резьба по воску.

    Порошок и жидкость перемешиваются в течение 30-40 с. Смесь необходимо использовать, пока она еще глянцевая, до того как начнется образование нитей. Соотношение порошка и жидкости — 1,5:1 по весу. Рабочее время при комнатной температуре продолжается 8-12 мин, время затвердевания 10 мин.

    Для фиксации литых несъемных протезов, металлических вкладок. пластмассовых коронок, штифтовых конструкций.

    Адгезия к тканям зуба во влажной среде. Положительные биологические свойства. Высокая прочность

    #УрокиЮвелира Резьба по воску. Ручной Бык из ЧПУшной коровы. Что получилось. Процесс в действии.

    Окончательное твердение через 10-

    Стеклоиономерные цементы (Витремер, Мерон, Фуджи-1)

    Порошок добавляется к жидкости небольшими порциями для достижения необходимой консистенции на стеклянной пластинке или специальной бумаге. (1 мерник порошка и 2капли жидкости) Рабочее время 6-8 мин., время твердения3-5 мин.

    Для фиксации литых вкладок, коронок , пластмассовых коронок, штифтовых конструкций.

    Пластичность, низкая растворимость, высокая прочность, высокая адгезия, пролонгированное высвобождение фтора,

    2 вязкие жидкости

    2 пасты. Смешиваются в соотношении 1: 1. Рабочее время -10 мин., время твердения-6-7 мин.

    Высокая прочность, низкая растворимость, эстетика. Трудность получения пленки нужной толщины, раздражение пульпы, т.к. необходимо протравливание фосфорной кислотой.

    Порошок и жидкость смешивают 1:1. Выполнен в прозрачном и полупрозрачном вариантах.

    адгезия к твердым

    При замешивании соотношение порошка и жидкости 3:1 или 4:1 . Рабочее время до 10 мин. Время твердения – 7-9 мин.

    для временной фиксации несъемных протезов.

    #200. Уют. Следки спицами.

    Хорошая герметизирующая способность

    Отсутствие раздражающего действия на пульпу

    Слабый противо-воспалительный эффект Низкая прочность

    Ухудшают адгезию постоянных цементов

    Пасты смешиваются в соотношении 1:1 в течение 30 с. Время твердения 4-6 мин.

    Для временной фиксации несъемных протезов, особенно цельнокерамических.

    Схема ориентировочной основы действия

    при изучении восстановительных материалов для вкладок.

    Средства действия

    Критерии самоконтроля

    Сплавы золота

    Резьба по воску . Изготовление кулона с жемчугом. Начало. #резьбаповоску #воск #ЮвелирсНуля

    Сплав золота 916 пробы — для вкладок 1 и 5 классов, где отсутствует усилие на разрыв.

    При жевании зубы-антагонисты расклепывают золото по полости и вкладка плотнее прилегает к краям

    Сплав золота 900-750 пробы – для вкладок 2 класса.

    Высокое сопротивление на разрыв, твердость, хорошо поддаются термической обработке.

    Серебряно — палладиевые сплавы

    Для вкладок используют сплав ПД-150.

    Недостатком ПД сплавов является их тугоплавкость. Кроме того, белый цвет сплава придает зубу синеватую окраску. Твердость сплава затрудняет его обработку.

    Кобальто-хромовый сплав

    Для металлических литых и комбинированных вкладок.

    Применяется в микропротезировании ограниченно из-за высокой твердости, большой объемной и линейной усадки, которые влекут трудоемкую коррекцию.

    Сплав КХС используется для изготовления МК протезов, т. к. дает точное литье, устойчив к коррозии, на поверхности легко образуется окисная пленка для сцепления с фарфором

    Сплав титана

    Используются для реставрации боковых зубов.

    #УрокиЮвелира Джокер. Резьба по воску. Начало.

    Сплавы обладают свойствами: Биосовместимость,

    Оптимальное краевое прилегание, КТР близок к тканям зуба, Сохраняет постоянство объема., Устойчив к истиранию., При жевании вкладка расклепывается.

    Светоотверждаемый композиционный пастообразный материал – Артглас. Содержит массы режущего края, эмалевую, прозрачную, грунтовую, дентинную.

    Полимеризуется в аппарате световой полимеризации. Высокая эстетика, хорошая полируемость, прочность, эластичность.

    полевошпатная керамика ( среднеплавкий °, низкоплавкий °) для изготовления металлокерамических вкладок.

    Состав керамики: полевой шпат 60-70% — прозрачность, блеск; кварц 25-30% — уменьшает усадку, придает твердость и химическую стойкость; каолин 3-65% — прочность и термическая стойкость; красители. Свойства: высокая эстетика, оптические свойства, прочность, жесткость, абразивность, биологическая инертность. Получают методом обжига в вакууме.

    — алюминиевая керамика

    — прессованная керамика

    стеклокерамика

    для изготовления цельнокерамических вкладок

    Способы изготовления: литьевой, прессование, компьютерное фрезерование.

    Отличает от полевошпатной керамики меньшая жесткость, абразивность.

    Контрольные вопросы.

    Кулон птичка . Режем из модельного воска #резьбаповоску #воск #секретыювелира #длямилыхдам

    1. Классификация восстановительных материалов для вкладок Требования, предъявляемые к восстановительным материалам для вкладок.

    2. Классификация фиксирующих материалов. Требования, предъявляемые к фиксирующим материалам.

    3. Характеристика фиксирующих материалов.

    4. Характеристика восстановительных материалов для вкладок.

    Тестовый контроль.

    Выберите один правильный ответ

    1. Керамические материалы с температурой плавления 870–1065°С
    относятся:

    1) к низкоплавким

    2) средней температуры плавления

    3) к тугоплавким.

    2. для изготовления ВКЛАДОК 1 класса применяется золотой сплав

    3. Блеск (глянец) зуба обеспечивает компонент фарфоровой массы

    4. в Состав СТЕКЛОиономерных цементов входит

    1) полиакриловая кислота

    2) фосфорная кислота, стекло, красители

    3) полиакриловая кислота, алюмосиликатное стекло, фтор, красители

    4) ортофосфорная кислота, окись цинка, стекло

    5) полиакриловая кислота, порошок цинк-фосфатных цементов

    5. ЦИНК – ФосфатНЫЙ цемент замешивается

    2) на гладкой поверхности стекла

    3) на шероховатой поверхности стекла

    #УрокиЮвелира Joker. Step by step. Part 3

    4) в стеклянном тигле

    Самостоятельная работа.

    1. Написать конспект классификация, свойства и применение фиксирующих

    2. Написать конспект классификация, свойства и применение восстановительных

    материалов для вкладок.

    1. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 .Режим доступа: http://www. *****

    2. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа: http://www. *****

    1. , Курбанов и технологии в ортопедической стоматологии [Электронный ресурс]: Учебник. — 2-е изд. – ОАО «Издательство «Медицина», 2008. — Режим доступа: http://www. *****

    2. , Усевич в стоматологии: справочник,– Ростов н/Д.: Феникс, 2002 .

    3. Жулев в ортопедической стоматологии. Н.Новгород, 2000.

    4. , Зубопротезная техника : учебник — М. :Триада-Х, 2003 .

    5. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение./ , , Мишнев редакцией — СПб, СпецЛит, 2003.

    Занятие № 19

    «Пропедевтика» Тема № 16. Виды штифтовых конструкций, их характеристика. Препарирование корня зуба под штифтово-культевые конструкции.

    Цель занятия

    1. Изучить виды и характеристику штифтовых конструкций.

    1. Научиться препарированию корня под штифтово-культевую конструкцию.

    Схема ориентировочной основы действия

    при подготовке корня под штифтово-культевую конструкцию.

    Последовательность действий

    Средства действия,

    1. Препарирование наддесневой части зуба.

    Алмазные головки и боры.

    Иссечение размягчённых и истончённых стенок коронки зуба.

    Надкорневая часть зуба имеет ровную, гладкую поверхность, соответствует форме препарированного зуба

    2. Формирование полости под корневую вкладку.

    Фиссурные, алмазные, цилиндрические боры.

    Расширяют устье канала.

    Полость под корневую вкладку овальной формы. Толщина стенок корня 2 мм

    3.Распломбирование канала под штифт.

    Шаровидный, фиссурный боры.

    Длина распломбированного канала равна или больше длины коронки зуба. Диаметр — 1 — 1,5 мм, форма — цилиндрическая.

    Контрольные вопросы

    1. Виды штифтовых конструкций, их характеристика.

    2. Штифтово-культевая конструкция, составные элементы ШКК, характеристика.

    3. Особенности подготовки корня зуба под штифтово-культевую конструкцию.

    Тестовый контроль

    Выберите один правильный ответ

    1. Какой длины должен быть штифт у штифтового зуба

    1) не менее 1/3 длины коронки

    2) не менее 3/4 длины коронки

    3) не менее полной длины коронки

    2. форма штифта в штифтовом зубе предпочтительнее

    3. Каково главное преимущество ШТИФТОВО-культевой кОНСТРУКЦИИ

    пЕРЕД ДРУГИМИ штифтовыми зубами

    1)показания к изготовлению шире

    2)проще в изготовлении

    4. ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ ТОЛЩИНЫ ШТИФТА

    5. ШТИФТ НА ПОПЕРЕЧНИКЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ

    1) круглую форму;

    2) овальную форму;

    3) прямоугольную форму.

    1. Нарисовать различные виды штифтовых конструкций.

    1. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа: http://www. *****

    2. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа , 2007 Режим доступа: http://www. *****

    1. , Зубопротезная техника : учебник — М. :Триада-Х, 2003 .

    2. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса : учебник для мед. вузов / , , ;под ред. . — 2-е изд., испр. и доп. . — СПб. : СпецЛит, 2003 .

    3. М Пропедевтическая стоматология.. М., 2004.

    4. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пос. под ред. . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.- Режим доступа: http://www. *****

    5. Практические занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний:Учебно-методическое пособие./ , , и др.- Волгоград:Изд-во ВолгГМУ, 2022.

    6.Фантомный курс ортопедической стоматологии: учебное пособие под редакцией , Н. Новгород, 2003 г.

    «Пропедевтика» Тема № 17. Методы изготовления штифтово-культевой конструкции. Моделирование штифтово-культевой конструкции.

    Цель занятия

    1. Изучить методы изготовления штифтово-культевой конструкции.

    1. Научиться моделировать штифтово-культевую конструкцию прямым методом.

    Схема ориентировочной основы действия

    при моделировании прямым способом

    Последовательность действий

    Средства действия,

    1. Получение воскового отпечатка культи корня

    Резиновая колба, горячая вода, воск «Лавакс», скальпель.

    Отпечаток точно повторяет культю корня и его устье. Излишки воска обрезаны.

    2. Изготовление штифта.

    Древесина, беззольная пластмасса,

    Припасованный штифт по длине канала введён через восковой отпечаток в корневой канал.

    3. Моделирование искусственной культи

    Воск, набор шпателей для моделирования.

    Размягченный воск помещают над корнем, получают отпечаток зубов-антагонистов, обрезают излишки воска.

    Восковая репродукция соответствует форме препарированного зуба.

    1. Методы изготовления штифтово-культевых конструкций.

    2. Методика моделирования штифтовой конструкции из воска и специальных материалов.

    Тестовый контроль

    Выберите один правильный ответ

    1. Корневая вкладка по Ильиной-Маркосян

    1) амортизирует жевательное давление

    2) замещает отсутствующий зуб

    3) фиксирует коронку зуба

    4) улучшает эстетический эффект

    2. Культевая коронка может восстановить

    2) резцы, клыки, премоляры

    3) резцы, клыки, премоляры, моляры

    3. Следующий этап работы при изготовлении штифтово-культевой

    вкладки после припасовки в полости рта

    1) фиксация в полости рта

    3) снятие оттиска

    4. При изготовлении штифтовых конструкций толщина стенок корня

    зуба должна быть не менее (мм)

    5. Этап формирования полости для корневой литой вкладки в культе

    зуба при изготовлении штифтовой конструкции

    #УрокиЮвелира Финал резьбы по воску. Фигуры. Что получилось…

    1. Смоделировать штифтово-культевую конструкцию прямым методом.

    1. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа: http://www. *****

    2. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 Режим доступа http://www. *****

    1. , Зубопротезная техника : учебник — М. Триада-Х, 2003 .

    2. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса : учебник для мед. вузов / , , ;под ред. . — 2-е изд., испр. и доп. . — СПб. : СпецЛит, 2003 .

    3. М Пропедевтическая стоматология.. М., 2004.

    Изготовление восковой модели для литья из бронзы в домашних условиях. Часть 1

    4. Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пос. под ред. . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.- Режим доступа: http://www. *****

    5. Практические занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний Учебно-методическое пособие./ , , и др.- Волгоград:Изд-во ВолгГМУ, 2022.

    6.Фантомный курс ортопедической стоматологии: учебное пособие под редакцией , Н. Новгород, 2003 г.

    «Материаловедение» Тема № 6. Виды моделировочных материалов для штифтовых конструкций.

    Цель занятия:

    1. Изучить основные виды моделировочных материалов для штифтовых конструкций.

    1. Изучить свойства моделировочных материалов для штифтовых конструкций.

    Схема ориентировочной основы действия

    при изучении свойств моделировочных материалов

    для штифтовых конструкций.

    Компоненты

    Средства действия, методика работы

    самоконтроля

    В состав входит парафин, церезин, воск карнаубский, воск синтетический А-васк, краситель.

    Минимальная усадка и зольность, твердость, пластичен при t 43-48°, хорошо формуется, скоблится при моделировании.

    Самотвердеющая пластмасса

    (Pattern Resin Bright)

    Смешать нужное количество порошка и жидкости в емкости. Пластмасса созревает в течение 2–3 мин. Нанести пластмассу на штифт, на устье канала и ввести его в корневой канал. Добавлять порциями пластмассу, придавая вкладке необходимую форму.

    1.Низкая степень усадки при полимеризации пластмассы (0,72%) способствует точному моделированию

    2. Практически полностью выгорает (при температуре 700 С — остаток 0,067%)

    3.Твёрдость — 13,4 H, что способствует сохранению формы без изменений.

    4. Время полимеризации — 3мин.20сек.

    5. Оптимальная степень вязкости обеспечивает простоту моделирования кистью.

    Контрольные вопросы.

    1. Виды моделировочных материалов для штифтовых конструкций, требования предъявляемые к ним.

    2. Способы применения моделировочных материалов для штифтовых конструкций.

    Тестовый контроль.

    Выберите один правильный ответ

    Изготовление восковой модели для литья в домашних условиях. Часть 1

    1. Виды моделировочных материалов для штифтово-культевых

    2) бесцветный воск

    3) базисный воск

    2. Главное свойство или качество воска, при замене его на сплавы

    1) хорошо контрастировать с моделью

    2) иметь малый зольный остаток

    3) хорошо скоблиться

    3. Метод моделирования штифтово-культевых конструкций зуботехнической лаборатории

    4. Содержание какого воска в восковой композиции повышает ее твердость

    2) карнаубский воск

    5. Какой из перечисленных видов воска относится к воскам минерального происхождения

    1. Нарисовать схему «Виды и свойства моделировочных материалов для штифтовых конструкций».

    Как сделать самодельный модельный воск для литья, резьбы и фрезеровки.

    1. Поюровская материаловедение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / . — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 . Режим доступа: http://www. *****

    2. Пропедевтическая стоматология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / под ред. ; [авт.: , , и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2Режим доступа: http://www. *****

    1. , Курбанов и технологии в ортопедической стоматологии [Электронный ресурс]: Учебник. — 2-е изд. – ОАО «Издательство «Медицина», 2008. — Режим доступа: http://www. *****

    2. , Усевич в стоматологии: справочник,– Ростов н/Д.: Феникс, 2002 .

    3. Жулев в ортопедической стоматологии. Н.Новгород, 2000.

    4. , Зубопротезная техника : учебник — М. :Триада-Х, 2003 .

    5. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение./ , , Мишнев редакцией — СПб, СпецЛит, 2003.